ЧАРВА́КА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧАРВА́КА (санскр. cārvāka), иногда называется локаята [от санскр. лока – (этот) мир, идущее из этого мира], учение др.-инд. философии, тяготеющее к материализму и восходящее, по-видимому, к древнейшему добрахманистскому мировоззрению. Возникло приблизительно в сер. 1-го тыс. до н. э. Основателем считается полулегендарный мудрец Брихаспати; сочинения Ч. не сохранились, источником для её изучения являются отрывки её доктрин и высказывания о ней, встречающиеся в сочинениях инд. философов.
В основе Ч. лежит скептич. отношение к догматике брахманизма; согласно Ч., выступающей против всех форм спекулятивного знания, существующим можно считать только воспринимаемое органами чувств. Отсюда отрицание Ч. бога и души (в частности, брахмана и атмана), рая и ада, закона кармы, признание реальным только чувственного материального мира. Он образуется из спонтанного сочетания земли, воды, огня и воздуха; жизнь и сознание – функции этих элементов. Особенностью Ч. является утверждение принципа свабхавы – наличия индивидуальной природы каждой вещи, определяющей её строение и судьбу; все воздействия, приходящие к вещи извне и чуждые её природе, бессильны изменить непреложный ход её существования (это учение сыграло значит. роль в истории инд. философии, оказав влияние на буддизм, джайнизм и др.). Ч. призывала к заботе о благополучии настоящего существования, в понятиях добра и зла видела иллюзию, созданную человеческим воображением. Реальны только страдание и наслаждения чувственного бытия, последние составляют цель всех человеческих устремлений. Отрицание необходимости аскезы, признаваемой другими инд. религ.-филос. школами, и последоват. гедонизм делают Ч. уникальным явлением в истории инд. мысли.