Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЮН ШИЛИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 523-524

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

СЮН ШИЛИ́ [Цзич­жи, Шэн­хэн, Дин­чжун; ре­во­лю­ци­он­ный псевд. Цзыч­жэнь; про­зви­ща Ивэн (Убе­гаю­щий ста­рец), Цию­ань-лао­жэнь (Ста­рик из Пар­ка ла­ко­вых де­ревь­ев)] (18.1.1885, у. Ху­ан­ган, совр. у. Ту­ань­фын, пров. Ху­бэй – 23.5.1968, Шан­хай), кит. фи­ло­соф, один из ос­но­во­по­лож­ни­ков но­во­го кон­фу­ци­ан­ст­ва (по­ст­не­о­кон­фу­ци­ан­ст­ва), буд­до­лог, об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в кре­сть­ян­ской се­мье, по­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, при­об­щил­ся к чте­нию не­оконфу­ци­ан­цев эпо­хи Мин. В 1905 по­сту­пил в пе­хот­ное учи­ли­ще в Уча­не, где вклю­чил­ся в ре­во­люц. дви­же­ние, в 1906 ос­но­вал про­па­ган­ди­ст­ское Об-во еже­днев­ных по­зна­ний (ал­лю­зия «За­пи­си еже­днев­ных по­зна­ний» Гу Яньу), в 1911 уча­ст­во­вал в Учан­ском вос­ста­нии, на­чав­шем Синь­хай­скую ре­во­лю­цию. В 1917 по­ки­нул офи­цер­скую служ­бу, в 1918 под­дер­жал в Гу­ан­чжоу «за­щи­ту кон­сти­ту­ции» Сунь Ят­се­ном. По­сле про­ва­ла это­го дви­же­ния раз­оча­ро­вал­ся в по­ли­ти­ке. В 1920 стал уче­ни­ком Оу­яна Цзинъу и пол­но­стью от­дал­ся изу­че­нию буд­диз­ма. В 1921 на­пи­сал «Вэй-ши-сюэ гай-лунь» («Очерк уче­ния о толь­ко-соз­на­нии») и с 1922 стал пре­по­да­вать буд­дий­скую фи­ло­со­фию (уче­ние шко­лы йо­га­ча­ры) и ло­ги­ку на фи­лос. ф-те Пе­кин­ско­го ун-та. Пре­по­да­вал в раз­ных ун-тах с пе­ре­ры­ва­ми до 1954.

В 1932 в Хан­чжоу из­дал на клас­сич. кит. язы­ке (вэнь­я­не) своё гл. про­из­ве­де­ние «Синь вэй-ши лунь» («Но­вая тео­рия толь­ко-соз­на­ния»), со­дер­жа­щее кри­ти­ку инд. йо­га­ча­ры и её кит. ин­тер­пре­та­ции Сю­ань Цза­ном, ос­но­ван­ную на кон­цеп­ци­ях кн. «И цзин» и не­окон­фу­ци­ан­ст­ва, и пре­ж­де все­го, «уче­нии о серд­це» (синь сюэ) Ван Ян­ми­на. В 1944 в Чун­ци­не пе­ре­из­дал трак­тат на разг. язы­ке и на­пи­сал сис­те­ма­тич. очерк из­на­чаль­но­го кон­фу­ци­ан­ст­ва «Ду-цзин ши-яо» («Изъ­яв­ле­ние глав­но­го в про­чте­нии ка­но­нов»; пре­мию за это со­чи­не­ние в 2 млн. юа­ней в 1946 по­жерт­во­вал на ну­ж­ды об­ра­зо­ва­ния). По­сле 1949 ос­тал­ся в КНР, из­би­рал­ся чле­ном Нар.-по­ли­тич. кон­суль­та­тив­но­го со­ве­та Ки­тая 2–4-го со­зы­вов, под­вер­гал­ся кри­ти­ке в пе­ри­од «куль­тур­ной ре­во­лю­ции» 1966–76.

В кни­гах «Юань-жу» («Об­ра­ще­ние к ис­то­кам кон­фу­ци­ан­ст­ва», 1956), «Тиюн лунь» («Тео­рия те­лес­ной сущ­но­сти и дея­тель­но­го про­яв­ле­ния», 1958), «Цянь-Кунь янь» («Рас­ши­ре­ние Не­бес­ной ак­тив­но­сти и Зем­ной вос­при­им­чи­во­сти», 1961) С. Ш. пред­ста­вил своё уче­ние как но­вую ин­тер­пре­та­цию «И цзин». Он стре­мил­ся снять про­ти­во­по­лож­ность ма­те­рии и ду­ха, сущ­но­сти и яв­ле­ния, ин­туи­ции и опы­та, по­зна­ния и дея­тель­но­сти, вы­де­лив как цен­траль­ные ка­те­го­рии «ко­рен­ную сущ­ность» (бэнь-ти), ко­то­рая обо­зна­ча­ет еди­ную аб­со­лют­ную, вне­вре­мен­ную и вне­про­стран­ст­вен­ную ос­но­ву ми­ра, и «ко­рен­ное серд­це» (бэнь-синь), ко­то­рое оз­на­ча­ет вро­ж­дён­ную муд­рость, ин­туи­тив­ное «бла­го­смыс­лие» и гу­ман­ность (жэнь). При воз­ро­ж­де­нии кон­фу­ци­ан­ст­ва в 20 в. С. Ш. мо­дер­ни­зи­ро­вал ин­тер­на­лизм Ван Ян­ми­на и Мэн-цзы в про­ти­во­по­лож­ность мо­дер­ни­зи­ро­ван­но­му Фэн Юла­нем экс­тер­на­лиз­му Чжу Си и Сюнь-цзы.

Соч.: Цю­ань-цзи. Ухань, 2001. Кн. 1–10.

Лит.: Contemporary Chinese philosophy / Ed. by Chung-ying Cheng, N. Bunnin. Malden; Oxf., 2002; Rošker J. S. New ap­proaches in modern Chinese epistemology: Xiong Shili and the synthesis of qualitative and quantitative understanding // Rošker J. S. Searching for the way. Hong Kong, 2008.

Вернуться к началу