СЮН ШИЛИ́
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СЮН ШИЛИ́ [Цзичжи, Шэнхэн, Динчжун; революционный псевд. Цзычжэнь; прозвища Ивэн (Убегающий старец), Циюань-лаожэнь (Старик из Парка лаковых деревьев)] (18.1.1885, у. Хуанган, совр. у. Туаньфын, пров. Хубэй – 23.5.1968, Шанхай), кит. философ, один из основоположников нового конфуцианства (постнеоконфуцианства), буддолог, обществ. деятель. Родился в крестьянской семье, получил домашнее образование, приобщился к чтению неоконфуцианцев эпохи Мин. В 1905 поступил в пехотное училище в Учане, где включился в революц. движение, в 1906 основал пропагандистское Об-во ежедневных познаний (аллюзия «Записи ежедневных познаний» Гу Яньу), в 1911 участвовал в Учанском восстании, начавшем Синьхайскую революцию. В 1917 покинул офицерскую службу, в 1918 поддержал в Гуанчжоу «защиту конституции» Сунь Ятсеном. После провала этого движения разочаровался в политике. В 1920 стал учеником Оуяна Цзинъу и полностью отдался изучению буддизма. В 1921 написал «Вэй-ши-сюэ гай-лунь» («Очерк учения о только-сознании») и с 1922 стал преподавать буддийскую философию (учение школы йогачары) и логику на филос. ф-те Пекинского ун-та. Преподавал в разных ун-тах с перерывами до 1954.
В 1932 в Ханчжоу издал на классич. кит. языке (вэньяне) своё гл. произведение «Синь вэй-ши лунь» («Новая теория только-сознания»), содержащее критику инд. йогачары и её кит. интерпретации Сюань Цзаном, основанную на концепциях кн. «И цзин» и неоконфуцианства, и прежде всего, «учении о сердце» (синь сюэ) Ван Янмина. В 1944 в Чунцине переиздал трактат на разг. языке и написал систематич. очерк изначального конфуцианства «Ду-цзин ши-яо» («Изъявление главного в прочтении канонов»; премию за это сочинение в 2 млн. юаней в 1946 пожертвовал на нужды образования). После 1949 остался в КНР, избирался членом Нар.-политич. консультативного совета Китая 2–4-го созывов, подвергался критике в период «культурной революции» 1966–76.
В книгах «Юань-жу» («Обращение к истокам конфуцианства», 1956), «Тиюн лунь» («Теория телесной сущности и деятельного проявления», 1958), «Цянь-Кунь янь» («Расширение Небесной активности и Земной восприимчивости», 1961) С. Ш. представил своё учение как новую интерпретацию «И цзин». Он стремился снять противоположность материи и духа, сущности и явления, интуиции и опыта, познания и деятельности, выделив как центральные категории «коренную сущность» (бэнь-ти), которая обозначает единую абсолютную, вневременную и внепространственную основу мира, и «коренное сердце» (бэнь-синь), которое означает врождённую мудрость, интуитивное «благосмыслие» и гуманность (жэнь). При возрождении конфуцианства в 20 в. С. Ш. модернизировал интернализм Ван Янмина и Мэн-цзы в противоположность модернизированному Фэн Юланем экстернализму Чжу Си и Сюнь-цзы.