НИСИ́ДА КИТАРО
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИСИ́ДА Китаро [17.6(по др. данным, 19.5).1870, близ Канадзавы – 7.6.1945, Камакура], япон. философ, основатель киотской филос. школы. По окончании Токийского имп. ун-та (1894) по специальности философия работал школьным учителем, продолжая занятия философией и практикуя дзен-буддизм. В 1910–1928 проф. Киотского ун-та. Н. предпринял попытку создания филос. системы, адекватно описывающей буддийский образ мышления в системе западных филос. категорий. Используя терминологию У. Джеймса и А. Бергсона, в работе «Исследование добра» («Дзен-но кэнкю», 1911) и др. сформулировал теорию «чистого опыта», предшествующего разделению на субъект и объект, дух и материю и позволяющего непосредственно видеть вещи такими, как они есть, ощущая собств. единство со всем миром. Осн. формой «чистого опыта», являющегося, согласно Н., основой морали и религии, считал изначальную абсолютно свободную волю. Переосмысляя идеи И. Канта, неокантианцев, Э. Гуссерля и особенно И. Г. Фихте, Н. в работах «Интуиция и рефлексия в самосознании» («Дзикаку ни окэру тёккан то хансэй», 1917), «Проблемы сознания» (1920), «Искусство и мораль» («Гэйдзюцу то дотоку», 1923) сформулировал утверждавшую тождество познающего и познаваемого концепцию самопостижения (дзикаку) истинной реальности через сознания отд. людей.
Интерпретируя буддийское представление о ничто как основе бытия, в работах «От действующего к созерцающему» («Хатараку моно кара миру моно э», 1927), «Фундаментальные проблемы философии» («Тэцугаку-но компон мондай», 1933–34) и др. сформулировал теорию «абсолютного ничто» (дзэттай му), в котором пребывают все вещи, представляя собой продукты его самоопределения.
Анализируя структуру буддийского религ. сознания, сформулировал лёгшие в основу его экзистенциальной онтологии принципы «логики абсолютно противоречивого тождества», которую он характеризовал как «логику восточноазиатского буддизма», противопоставляя её зап. логике. В работе «Логика места и религиозное мировоззрение» («Басётэки ронри то сюкётэки сэкайкан», 1945) интерпретировал религ. чувство как стремление воссоединиться с Абсолютом (Богом/Буддой), стать единым с истоком и основой мироздания, обнаруживая его внутри себя.