ЛА́НГЕР СЬЮЗЕН
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́НГЕР (Langer) Сьюзен (20.12.1895, Нью-Йорк – 17.7.1985, Олд-Лайм, штат Коннектикут), амер. философ и эстетик. Чл. Амер. академии искусств и наук (1960). Родилась в семье нем. эмигрантов. Училась в Рэдклифф-колледже (Кембридж, Массачусетс), затем в Венском ун-те (1921–22), степень д-ра получила в Гарвардском ун-те (1926). Испытала влияние А. Н. Уайтхеда. Преподавала философию в Рэдклифф-колледже (1927–1942), в ун-тах Делавэра и Колумбии (1943–50), в Коннектикутском колледже (1954–62). В своей филос.-эстетич. концепции Л. вслед за Э. Кассирером исходила из понимания человека как существа, живущего в мире создаваемых им «символических форм». Превращение чувственных данных в символы, структурирующее человеческий опыт, рассматривалось Л. как универсальная характеристика деятельности человека и спонтанное проявление его природы. При этом в отличие от Кассирера в центре внимания Л. – не дискурсивный символизм, связанный с языком, словом, а недискурсивный, «презентативный» символизм, характерный для сновидений, ритуалов, мифа, иск-ва и т. п. («Философия в новом ключе» – «Philosophy in a new key», 1942, рус. пер. 2000). Если вербальный символизм обладает своим словарём и синтаксисом, делающими возможным перевод одного языка в другой, то невербальные, «презентативные» символы, использующие «чувственные значения» линий, цвета, пропорций, звуков и т. д. и строящиеся по принципу «часть – целое», в принципе непереводимы. Л. определяла иск-во как «творчество символических форм человеческих чувств»; в отличие от реального физич. времени и пространства, оно создаёт воображаемое «виртуальное пространство» (термин введён Л.) – в «визуальных», пластич. искусствах, и «виртуальное время» – напр., в музыке. Отвергая вслед за Э. Гансликом психологич. истолкование музыки как выражения к.-л. конкретных чувств и индивидуальных переживаний, Л. вместе с тем видела в ней изоморфное воспроизведение динамич. структуры эмоциональной жизни человека, её ритма (подъёма и спада, напряжения и разрешения и т. д.): символ и символизируемое имеют общую логич. форму.