Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́НГЕР СЬЮЗЕН

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 651

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛА́НГЕР (Langer) Сью­зен (20.12.1895, Нью-Йорк – 17.7.1985, Олд-Лайм, штат Кон­нек­ти­кут), амер. фи­ло­соф и эс­те­тик. Чл. Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук (1960). Ро­ди­лась в се­мье нем. эмиг­ран­тов. Учи­лась в Рэдк­лифф-кол­лед­же (Кем­бридж, Мас­са­чу­сетс), за­тем в Вен­ском ун-те (1921–22), сте­пень д-ра по­лу­чи­ла в Гар­вард­ском ун-те (1926). Ис­пы­та­ла влия­ние А. Н. Уайт­хе­да. Пре­по­да­ва­ла фи­ло­со­фию в Рэдк­лифф-кол­лед­же (1927–1942), в ун-тах Де­ла­вэ­ра и Ко­лум­бии (1943–50), в Кон­нек­ти­кут­ском кол­лед­же (1954–62). В сво­ей фи­лос.-эс­те­тич. кон­цеп­ции Л. вслед за Э. Кас­си­ре­ром ис­хо­ди­ла из по­ни­ма­ния че­ло­ве­ка как су­ще­ст­ва, жи­ву­ще­го в ми­ре соз­да­вае­мых им «сим­во­ли­че­ских форм». Пре­вра­ще­ние чув­ст­вен­ных дан­ных в сим­во­лы, струк­ту­ри­рую­щее че­ло­ве­че­ский опыт, рас­смат­ри­ва­лось Л. как уни­вер­саль­ная ха­рак­те­ри­сти­ка дея­тель­но­сти че­ло­ве­ка и спон­тан­ное про­яв­ле­ние его при­ро­ды. При этом в от­ли­чие от Кас­си­ре­ра в цен­тре вни­ма­ния Л. – не дис­кур­сив­ный сим­во­лизм, свя­зан­ный с язы­ком, сло­вом, а не­дис­кур­сив­ный, «пре­зен­та­тив­ный» сим­во­лизм, ха­рак­тер­ный для сно­ви­де­ний, ри­туа­лов, ми­фа, иск-ва и т. п. («Фи­ло­со­фия в но­вом клю­че» – «Philosophy in a new key», 1942, рус. пер. 2000). Ес­ли вер­баль­ный сим­во­лизм об­ла­да­ет сво­им сло­ва­рём и син­так­си­сом, де­лаю­щи­ми воз­мож­ным пе­ре­вод од­но­го язы­ка в дру­гой, то не­вер­баль­ные, «пре­зен­та­тив­ные» сим­во­лы, ис­поль­зую­щие «чув­ст­вен­ные зна­че­ния» ли­ний, цве­та, про­пор­ций, зву­ков и т. д. и строя­щие­ся по прин­ци­пу «часть – це­лое», в прин­ци­пе не­пе­ре­во­ди­мы. Л. оп­ре­де­ля­ла иск-во как «твор­че­ст­во сим­во­ли­че­ских форм че­ло­ве­че­ских чувств»; в от­ли­чие от ре­аль­но­го фи­зич. вре­ме­ни и про­стран­ст­ва, оно соз­да­ёт во­об­ра­жае­мое «вир­ту­аль­ное про­стран­ст­во» (тер­мин вве­дён Л.) – в «ви­зу­аль­ных», пла­стич. ис­кус­ст­вах, и «вир­ту­аль­ное вре­мя» – напр., в му­зы­ке. От­вер­гая вслед за Э. Ганс­ли­ком пси­хо­ло­гич. ис­тол­ко­ва­ние му­зы­ки как вы­ра­же­ния к.-л. кон­крет­ных чувств и ин­ди­ви­ду­аль­ных пе­ре­жи­ва­ний, Л. вме­сте с тем ви­де­ла в ней изо­морф­ное вос­про­из­ве­де­ние ди­на­мич. струк­ту­ры эмо­цио­наль­ной жиз­ни че­ло­ве­ка, её рит­ма (подъ­ё­ма и спа­да, на­пря­же­ния и раз­ре­ше­ния и т. д.): сим­вол и сим­во­ли­зи­руе­мое име­ют об­щую ло­гич. фор­му.

Соч.: The practice of philosophy. N. Y., 1930; An introduction to symbolic logic. N. Y., 1937; Feeling and form. N. Y., 1953; Problems of art. N. Y., 1957; Mind: an essay on human feeling. Balt., 1982. Vol. 1–3.

Вернуться к началу