МОЛИ́НА ЛУИС ДЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОЛИ́НА (Molina) Луис де (1535, Куэнка – 12.10.1600, Мадрид), исп. католич. богослов, представитель второй схоластики. Родился в дворянской семье. Учился в Ун-те Саламанки, затем в иезуитской коллегии искусств г. Алькалá-де-Энарес. В 1553 вступил в орден иезуитов и был направлен для обучения в Коимбрский ун-т (Португалия). В 1561 (или в 1562) принял духовный сан, с 1563 преподавал свободные искусства, теологию и право в Ун-те Эворы. В 1584 М. оставил преподавание и посвятил себя писательскому труду; с 1591 жил в Куэнке. С апр. 1600 проф. теологии в королевской коллегии в Мадриде.
Автор комментария на 1-ю часть «Суммы теологии» Фомы Аквинского (1593), соч. «О правосудии и праве» («De Justitia et jure», 1593) и др. Наибольшую известность получило его соч. «Согласие свободной воли с дарами благодати, Божественным предзнанием, провидением, предопределением и осуждением» («Concordia liberi arbitrii cum gratiæ donis, divina præscientia, providentia, prædestinatione et reprobatione», 1588), сыгравшее значит. роль в развернувшейся с кон. 16 в. в католич. богословии дискуссии «De auxiliis gratiae» (о помощи благодати). В противовес доминиканским богословам (в частности, Д. Баньесу, 1528–1604), акцентировавшим Божественное предопределение в вопросе о соотношении благодати, предопределения и свободы воли, М. подчёркивал значение свободной воли человека в принятии или отвержении благодати. Согласно выдвинутой М. доктрине «совместного действия», на характер, направленность и результат любого человеческого поступка одновременно влияют, действуя согласованно (concursus), взаимно дополняя друг друга, и Бог («первая причина»), и человек («вторая причина»). Влияние Божественной благодати выражается в воздействии на человеческий разум, без которого воля человека не способна принимать решения, через систему моральных предписаний, не носящих принудительного характера и оставляющих человеку полную свободу выбора. Для решения вопроса о согласовании свободы воли и Божественного предопределения и всемогущества М., в дополнение к принятому в томистском богословии различению двух видов имеющегося у Бога знания – о всём возможном бытии и о сотворённом бытии, выдвинул концепцию «среднего знания» – знания Богом всех возможных условий, в которых окажется выбирающий человек (конкретизированную затем Ф. Суаресом в его теории конгруизма), т. е. априорного знания Богом будущих случайных событий, которые при этом являются результатом свободного выбора человека.
Учение М. (молинизм), направленное против протестантской доктрины предопределения, породило споры в самом католич. богословии, вызвав критику доминиканцев (созданная по их настоянию в 1598 папой Климентом VIII спец. «Конгрегация о помощи благодати» не разрешила спора и была распущена папой Павлом V в 1607), а позднее сторонников янсенизма.