КРЕ́СКАС ХАСДАЙ БЕН АВРААМ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕ́СКАС Хасдай бен Авраам (ок. 1340, Барселона – ок. 1412, Сарагоса), евр. богослов и философ. Раввин в Сарагосе, сановник при арагонском дворе Хуана I (1387–95). Гл. труд – филос. соч. «Свет Господень» («Ор Ашем» или «Ор Адонай», ок. 1410, опубл. в 1555). 1-я часть – «Свеча Бога» («Нер Элоим») – была задумана К. как критика аристотелизма Маймонида. Отличая философию и веру от религ. закона, в противовес Маймониду К. утверждал, что вера, не будучи подвластна свободному выбору, не может быть заповедана, а является необходимой основой, без которой понятие заповеди совершенно немыслимо. К. ввёл отличные от аристотелевских определения места (как «отдельной величины») и времени (как меры постоянства, а не меры движения). Это сделало возможной концепцию пустого пространства и времени, не зависящих от вращения сфер. Физика К. основана на понятии актуальной бесконечности, которое определяет и его метафизику: Бог, непрерывно творящий Вселенную, понимается как неисчерпаемое единство всех положительных атрибутов (в противоположность отрицательным атрибутам у Маймонида). Заметно влияние каббалы на К., особенно на его учение о бесконечном и на его представление о Боге и об устремлённости человека к единству с Ним. Автор стихов и полемич. трактата «Опровержение основоположений христианства» (1397–98). Влияние идей К. испытали Дж. Пико делла Мирандола, Дж. Бруно и Б. Спиноза.