Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИСАА́К ИЗРАЭ́ЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 709

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. М. Дрейер

ИСАА́К ИЗРАЭ́ЛИ (Иса­ак бен Со­ло­мон Из­ра­эли, араб. – Абу Якуб Ис­хак ибн Су­лей­ман аль-Ис­раи­ли) (ок. 850 или 855, Еги­пет – ок. 932 или 955, Кай­ру­ан, Ту­нис), евр. врач и фи­ло­соф. Изу­чал ме­ди­ци­ну, ма­те­ма­ти­ку, ас­тро­но­мию; по­лу­чил из­вест­ность как ис­кус­ный врач-оку­лист. При­мер­но в 50-лет­нем воз­рас­те по­ки­нул Еги­пет и по­се­лил­ся в Кай­руа­не, где в даль­ней­шем стал при­двор­ным ме­ди­ком ха­ли­фа Убейд­ал­ла­ха аль-Мах­ди. Трак­та­ты И. И., со­став­лен­ные по по­руче­нию ха­ли­фа (на араб. яз.), в 11 в. бы­ли пе­ре­ве­де­ны на лат. яз. и ив­рит. В их чис­ле: мед. со­чи­не­ния о ли­хо­рад­ках («Ки­таб ал-ум­май­ат»), о ле­кар­ст­вах и еде («Ки­таб ал-ад­вийа ал-муф­ра­да ва-л-агдийа»), о мо­че («Ки­таб ал-ба­ул»), о про­ти­во­яди­ях («Ки­таб фи-л-ти­рйак»); ру­ко­во­дство для вра­чей, до­шед­шее толь­ко в евр. пе­ре­во­де («Му­сар ха-рофэ’им»). И. И. явил­ся пер­вым евр. ср.-век. мыс­ли­те­лем, вос­при­няв­шим (че­рез аль-Кин­ди) идеи греч. фи­ло­со­фов, пре­ж­де все­го Ари­сто­те­ля и алек­сан­д­рий­ской шко­лы не­оп­ла­то­низ­ма. До нас дош­ли его фи­лос. со­чи­не­ния «Кни­га оп­ре­де­ле­ний» («Ки­таб ал-ху­дуд»), «Кни­га суб­стан­ций» («Ки­таб ал-джа­ва­хир»), «Кни­га о пер­во­эле­мен­тах» («Ки­таб ал-ус­ту­ку­сат»), евр. пе­ре­вод кни­ги о ду­хе и ду­ше («Се­фер ха-ру­ах ве-ха-не­феш»). Со­глас­но И. И., пер­вич­ные фор­ма и ма­те­рия, со­тво­рён­ные Бо­гом из ни­че­го, по­ро­ж­да­ют Ум, в ре­зуль­та­те эма­на­ции ко­то­ро­го воз­ни­ка­ют мир душ (ра­зум­ная, жи­вот­ная, рас­ти­тель­ная ду­ши), мир не­бес­ных сфер и ма­те­ри­аль­ный мир че­ты­рёх пер­во­эле­мен­тов и их ком­би­на­ций. Все жи­вые су­ще­ст­ва на­де­ле­ны ду­шой, но лишь не­мно­гие, у ко­го пре­об­ла­да­ет ра­зум­ная ду­ша, стре­мя­щая­ся со­еди­нить­ся со сво­им све­то­нос­ным ис­точ­ни­ком – Умом, дос­ти­га­ют со­вер­шен­ст­ва.

Лит.: Altmann A., Stern S. M. Isaac Israeli, a neoplatonic philosopher of the early tenth century. L., 1958.

Вернуться к началу