ДЭ́ВИДСОН ДЕЙВИДСОН ДОНАЛЬД
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЭ́ВИДСОН, Дейвидсон (Davidson) Дональд (6.3.1917, Спрингфилд, штат Массачусетс – 30.8.2003, Беркли, штат Калифорния), амер. философ, представитель аналитической философии. Окончил Гарвардский ун-т (1949). Проф. Принстонского (1967–70), Рокфеллеровского (1970–76), Чикагского (1976–81) и Калифорнийского (1981–2003) ун-тов. В развиваемой Д. теории человеческих действий их каузальное объяснение исходило из возможности разл. способов описания событий – центр. понятия его онтологич. концепции. Намерения, желания и т. п. при одном описании выступают как физич. события в мозге, причинно обусловливающие человеческие действия, а при другом – как психич. события, согласующиеся с нормативными принципами рациональности. Идея тождественности психич. событий и физич. событий в мозге лежит у Д. в основе его концепции «аномального монизма», признающей несводимость психического к физическому как разных видов описания. Исходя из того, что понимать значение предложения значит знать условия его истинности, Д. в выдвинутой им программе построения формальной теории значения для естеств. языков отталкивался от разработанной для формализованных языков семантич. теории истины А. Тарского. Признавая зависимость значения предложения от значения его частей, Д. отводил ключевую роль при этом анализу логич. формы предложений, позволяющему показать, как из конечного по своему составу словарного запаса и конечного набора правил порождается бесконечное многообразие предложений естеств. языка (Д. провёл анализ логич. формы предложений о действиях, предложений, выражающих косвенную речь, и др.). Связывая понимание отд. предложения с пониманием в процессе коммуникации всего языка в целом, Д. рассматривал теорию значения как часть более общей теории интерпретации. Основой познания для Д. является не чувственное восприятие, а интерсубъективность и коммуникация. В своей теории «радикальной интерпретации», когда исследователь имеет дело с незнакомым языком из совершенно незнакомой культуры, Д. показывал неразрывную связь между значениями произносимых говорящим фраз, системой его убеждений и мнений и его поведением. Д. отстаивал идею о концептуальной взаимозависимости «трёх разновидностей знания» человека (о себе самом, о др. людях и об окружающем мире). Продолжая вслед за У. Куайном критику эмпиризма, Д. отверг его «третью догму» – предположение о возможности проведения чёткого различия между концептуальной схемой знания и его эмпирич. содержанием.