Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВВЕДЕ́НСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 678

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Сербиненко

ВВЕДЕ́НСКИЙ Алек­сандр Ива­но­вич [19 (31).3.1856, Там­бов – 7.3.1925, Ле­нин­град], фи­ло­соф, пси­хо­лог, ло­гик, вид­ней­ший пред­ста­ви­тель рус. нео­кан­ти­ан­ст­ва. Окон­чил в 1881 ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. фа­куль­тет С.-Пе­терб. ун-та; в 1884–1886 про­дол­жал обу­че­ние в ун-тах Бер­ли­на, Лейп­ци­га, Гей­дель­бер­га. При­ват-до­цент (с 1887) и проф. (с 1890) С.-Пе­терб. ун-та, где чи­тал кур­сы ло­гики, пси­хо­ло­гии, ис­то­рии фи­ло­со­фии. Пред­се­да­тель С.-Пе­терб. фи­лос. об-ва (с 1898), на пер­вом за­се­да­нии ко­то­ро­го сде­лал док­лад «Судь­бы фи­ло­со­фии в Рос­сии».

Соб­ст­вен­ное фи­лос. уче­ние («ло­ги­цизм») ос­но­вы­вал на прин­ци­пах кан­тов­ско­го ап­рио­риз­ма, ко­то­рый трак­то­вал в смыс­ле не­об­хо­ди­мо­сти ис­ход­ных, не­до­ка­зуе­мых в сис­те­ме зна­ния, но «за­ве­до­мо год­ных для зна­ния» су­ж­де­ний. Тео­рия по­зна­ния В. близ­ка иде­ям Г. Ко­ге­на и В. Вин­дель­бан­да. Дос­то­вер­ность по­зна­ват. дея­тель­но­сти, по В., ог­ра­ни­че­на пре­де­ла­ми соз­на­ния, ос­но­во­по­ла­гаю­щим за­ко­ном ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся «объ­екти­ви­ро­ва­ние»: «я без не-я пус­то», по­это­му свой­ст­ва на­ше­го соз­на­ния (напр., ощу­ще­ния) не­из­беж­но вы­сту­па­ют в ви­де объ­ек­та. От­ри­цая ло­ги­ко-ра­цио­наль­ный ста­тус ме­та­фи­зи­ки (да­же «чу­жое оду­шев­ле­ние» не­до­ка­зуе­мо и ос­та­ёт­ся все­го лишь ме­та­фи­зич. ги­по­те­зой из-за «от­сут­ст­вия объ­ек­тив­ных при­зна­ков оду­шев­ле­ния»), В. в то же вре­мя ви­дел в ме­та­фи­зи­ке как ве­ре, ос­но­ван­ной на нравствен­ном чув­ст­ве, не­об­хо­ди­мый эле­мент ми­ро­воз­зре­ния. В 1920-е гг. вы­сту­пал про­тив про­па­ган­ды мас­со­во­го ате­из­ма и по­ла­гал, что он не мо­жет иметь кор­ней в Рос­сии, т. к. ве­рую­щие ин­туи­тив­но и ве­рую­щие в си­лу раз­ви­то­сти нравств. и эс­те­тич. чув­ст­ва де­ла­ют ре­ли­ги­оз­ность на­се­ле­ния чер­той по­сто­ян­ной.

Соч.: Опыт по­строе­ния тео­рии ма­те­рии на прин­ци­пах кри­ти­че­ской фи­ло­со­фии. СПб., 1888; О пре­де­лах и при­зна­ках оду­шев­ле­ния. СПб., 1892; Ло­ги­ка как часть тео­рии по­зна­ния. СПб., 1909; Пси­хо­ло­гия без вся­кой ме­та­фи­зи­ки. П., 1914; Судь­ба ве­ры в Бо­га в борь­бе с ате­из­мом // Мысль. 1922. № 2; Фи­ло­соф­ские очер­ки. Пра­га, 1924; Полн. собр. про­из­ве­де­ний: В 2 т. М., 1993; Ста­тьи по фи­ло­со­фии. СПб., 1996.

Лит.: Кант и фи­ло­со­фия в Рос­сии. М., 1994.

Вернуться к началу