АНА́ЛИЗ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АНА́ЛИЗ (греч. ἀνάλυσις – разделение целого на его составляющие), важнейшее понятие в филос. учении о методе, вошедшее в употребление в греч. философии и математике. Здесь был разработан ряд подходов, определивших последующую историю развития А., из которых важнейшими являются метод определения Сократа, метод деления и выдвижения гипотез Платона, а также методология науч. исследования и доказательства, предложенная в «Аналитиках» Аристотеля. Последний, ссылаясь на практику решения задач на построение в геометрии, называет А. поиском «простых и наилучших» средств, необходимых для достижения некоторой цели («Никомахова этика», III, 5, 1112b 20–22). Свою классич. формулировку этот метод получает в «Математическом собрании» Паппа Александрийского: исходя из того, что уже есть, отыскивается то, результатом чего оно является, достигая затем первого по порядку. А. противопоставляется здесь синтез, который, исходя из достигнутого в результате А. и располагая в естеств. порядке выводы из предшествующего, достигает искомой вещи. В обобщённом виде А. в греч. мысли можно охарактеризовать как возвращение к причинам и принципам, лежащим в основании некоторого предмета или явления. Такое понимание А. сохранялось на протяжении всего Средневековья.
В Новое время этот тип А. дополняется другим, состоящим в нахождении элементарных составляющих какого-то целого (ранний его вариант встречается уже у мыслителей 12–13 вв. – Р. Гроссетеста и Р. Бэкона). Правила А. и обратной процедуры синтеза такого рода сформулированы Р. Декартом в «Рассуждениях о методе», а затем обобщены в «Логике» А. Арно и П. Николя. Все методы здесь разделены на два: «Один предназначен для того, чтобы открывать истину, – он называется А. или методом разложения и может быть назван также методом нахождения, другой служит для того, чтобы излагать её другим, когда мы её уже нашли,– он называется синтезом или методом сложения и может быть назван также методом доктрины» («Логика, или Искусство мыслить», М., 1991, с. 306). Г. В. Лейбниц, ставший наряду с И. Ньютоном основоположником совр. математич. А., сформулировал принцип, согласно которому любое суждение является истинным постольку, поскольку его предикат (P) уже каким-то образом содержится в субъекте (S), что может быть установлено путём А. субъекта. И. Кант ограничил сферу действия этого принципа Лейбница, введя в «Критике чистого разума» различие аналитических и синтетических суждений.
В аналитической философии языка получает развитие третий тип А. – интерпретативный и трансформирующий А., предполагающий наличие определённого концептуального каркаса, в терминах которого осуществляется интерпретация того, что анализируется. Процесс интерпретации может сопровождаться при этом трансформацией, необходимой для использования возможностей данного концептуального каркаса. Примером раннего использования интерпретативного А. может служить аналитич. геометрия Декарта, в которой для более простого разрешения геометрич. проблем использовался язык алгебры и арифметики. В рамках аналитич. философии языка был развит целый ряд разл. интерпретативных А., важнейшим из которых является логич. А. суждения, переводящий его в корректную логич. форму, метафизич. А., направленный на выявление метафизич. допущений определённых суждений, лингвистич. А., метод экспликации Р. Карнапа (уточнение неопределённого или не вполне точного общеупотребит. понятия с целью замещения его более точным понятием) и др.
Помимо филос. понятия А. существует множество различных А., развиваемых в рамках частных наук: математический анализ, химический, спектральный, лингвистический А. и другие.