ПЕ́РМСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́РМСКИЙ ТЕА́ТР О́ПЕРЫ И БАЛЕ́ТА государственный академический имени П. И. Чайковского, один из ведущих рос. театров. Основан в 1870 как антрепризный театр. С 1878 – в специально построенном здании (архитекторы Р. О. Карвовский, В. В. Попатенко), полностью перестроенном в 1956–59 (зал на 1035 мест, архитекторы С. С. Андреев, Д. Я. Киржаков). В 1895–1901 находился в ведении Гор. театральной дирекции, затем до 1917 вновь антрепризный. Заново открыт в 1921, с 1931 2-я Гос. опера Урала, с 1938 Пермский областной оперный театр. С 1939 Пермский (в 1940–57 Молотовский) театр оперы и балета, в 1941–44 на его сцене выступали оперная и балетная труппы эвакуированного в Пермь Ленингр. театра оперы и балета им. С. М. Кирова. С 1965 им. П. И. Чайковского, с 1969 академический.
Первая постановка – опера «Жизнь за царя» М. И. Глинки (1870). С 1879 в течение нескольких лет в театре играла оперная труппа П. М. Медведева. В 1895–1901 основу репертуара составляли рус. оперы. В 1920–30-е гг. ставилась отеч. и зарубежная оперная классика и сов. оперы. Здесь в разные годы гастролировали А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, оркестром руководили У. И. Авранек, И. П. Палиашвили, А. М. Пазовский и др.; в 1929 солистом театра был С. Я. Лемешев. В послевоенные годы важное значение имела деятельность гл. дирижёра А. А. Людмилина (1944–55) и гл. режиссёра И. И. Келлера (1947–75). Среди постановок 1950–70-х гг.: «Овод» А. Э. Спадавеккиа (1959), «Не только любовь» Р. К. Щедрина и «Семён Котко» С. С. Прокофьева (обе 1961), «Трубадур» (1964) и «Дон Карлос» (1973) Дж. Верди, «Чио-Чио-сан» («Мадам Баттерфляй») Дж. Пуччини и «Борис Годунов» Мусоргского (обе 1965), «Иван Сусанин» М. И. Глинки (1967), «Севильский цирюльник» Дж. Россини (1969), «В бурю» Т. Н. Хренникова и «Искатели жемчуга» Ж. Бизе (обе 1971), «Лоэнгрин» Р. Вагнера (1972), во 2-й пол. 1960-х – 1970-е гг. поставлены все оперы Чайковского. Событиями стали оперы С. С. Прокофьева «Война и мир» (1981, «полная версия в двух вечерах») и «Огненный ангел» (1984, впервые на рос. сцене), вскоре поставлены «Хованщина» М. П. Мусоргского (1985), «Отелло» Дж. Верди (1987), «Кармен» Бизе (1988). В разные годы в театре работали гл. дирижёры А. Д. Шморгонер (1955–1961), Б. И. Афанасьев (1961–76), В. Ф. Коваленко (1977–81), А. М. Анисимов (1984–89), режиссёры Л. Г. Куколев, Э. Е. Пасынков (гл. режиссёр в 1981–90), певцы В. И. Акимов, В. Я. Богданов, Н. М. Бойкиня, Т. А. Воскресенская, А. А. Даньшин, Т. В. Дроздова, B. В. Елин, О. А. Захарова, Н. Т. Измайлова, Е. М. Красик, К. К. Кудряшова, В. Н. Попов, Л. А. Соляник, В. А. Турчанис, Э. М. Шубина и др.
Наметившаяся ранее тенденция к исполнению малоизвестных отеч. слушателю опер продолжилась с 1990-х гг., осуществлён ряд рос. и мировых премьер. На сцене театра появились «Летучий Голландец» Р. Вагнера (1994), ряд опер Г. Доницетти, «Клеопатра» (2001) и «Синдерелла, или Сказка о Золушке» (2007) Ж. Массне, «Соловей» И. Ф. Стравинского (2005), «Христос» А. Г. Рубинштейна (2008, мировая премьера). Оригинальный спектакль «Три лика любви» (1996, реж. Г. Г. Исаакян) включал одноактные оперы «Раёк мастера Педро» («Балаганчик маэстро Педро») М. де Фальи, «Груди Тиресия» Ф. Пуленка и «Маддалена» С. С. Прокофьева. В 1998–99 представлен проект «Оперная пушкиниана» (реж. Исаакян), в рамках которого поставлены «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Пир во время чумы» Ц. А. Кюи, «Каменный гость» А. С. Даргомыжского, «Скупой рыцарь» С. В. Рахманинова, «Моцарт и Сальери» Н. А. Римского-Корсакова. «Альцина» Г. Ф. Генделя (2004) – первый опыт Пермского театра в области исполнения старинной оперы; он был с успехом продолжен постановкой «Орфея» К. Монтеверди (2007, впервые в России, реж. Исаакян). После постановки оперы «Пена дней» Э. В. Денисова (1989, рос. премьера) последовал ряд оперных спектаклей совр. отеч. композиторов – «Лолита» Р. К. Щедрина (2003, рос. премьера), «Чертогон» Н. Н. Сидельникова и «Один день Ивана Денисовича» А. В. Чайковского (обе 2009, впервые на сцене). В 2000–10-е гг. осуществлены постановки опер «Пиковая дама» (1997), «Мазепа» (2006), «Иоланта» (2007), «Евгений Онегин» (2010) П. И. Чайковского, «Кармен» Ж. Бизе (2005), «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (2010), идут поставленные ранее рус. и зарубежные классич. оперы. Худ. рук. – дирижёр Т. Курентзис (с 2011; Греция, Россия), гл. дирижёр – В. И. Платонов (с 2001), гл. хормейстер – Д. А. Батин (с 2010), гл. приглашённый дирижёр – О. Кюанде (Швейцария). С театром продолжает сотрудничать реж. Исаакян. Среди солистов: Н. Бабинцева, Н. Кириллова, Т. В. Куинджи, Т. И. Полуэктова, А. Хасанова, А. Агапов, В. Ю. Компанеев, С. Петров.
Балетные спектакли вошли в репертуар во 2-й пол. 1920-х гг. («Волшебная флейта» Р. Дриго, «Фея кукол» Й. Байера, и др.). Стационарная балетная труппа (в осн. из воспитанников балетной студии при театре) создана в 1926, первый спектакль – «Жизель» А. Адана (балетм. Б. В. Щербинин). В 1935 при театре была вновь создана балетная студия, которую возглавил А. Э. Монковский. Балетмейстеры: А. Р. Томский, Я. В. Романовский, С. С. Чаплыгина, Г. И. Язвинский; среди солистов: А. П. Бронский, Н. М. Гончарова, Е. И. Езерский, Т. Д. Кутасова, А. Я. Туров. С помощью эвакуированных в годы Вел. Отеч. войны из Ленинграда артистов и педагогов Ленингр. театра оперы и балета в нач. 1940-х гг. создана третья студия, на базе которой в 1945 образовано Пермское хореографическое училище. В 1940-х гг. театр впервые обратился к созданию оригинального репертуара, в котором преобладали спектакли на совр. тему («Милица» Б. В. Асафьева, 1947; «Юность» М. И. Чулаки и «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа, оба 1951). Благодаря выпускникам гор. хореографич. уч-ща и пополнению из ЛХУ к сер. 1950-х гг. значительно вырос исполнительский уровень балетной труппы. Ведущие партии в спектаклях исполняли И. А. Воронин, Н. А. Захаров, Т. Х. Кушаева, А. Н. Кокурина, Е. Ю. Потёмкина, Л. Г. Таубе, С. М. Тулубьева, К. А. Чудинская и др. В 1950–60-х гг. в репертуар вошли спектакли, разрабатывавшие эстетику драмбалета: «Бэла» (1955, по М. Ю. Лермонтову) и «Грушенька» (1957, по Н. С. Лескову) Б. П. Мошкова, «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (1956; все – балетм. Т. Е. Рамонова), «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1950), «Пер Гюнт» на музыку Э. Грига (1962) (оба – балетм. К. А. Есаулова). Важным этапом в развитии труппы стали 1960-е гг., когда балетм. М. М. Газиев создавал для неё оригинальный репертуар («Болеро» М. Равеля, «Токката» на музыку И. С. Баха, «Седьмая симфония» на музыку Прокофьева – все 1961; «Берег надежды» А. П. Петрова, «Шахматы» А. Блисса, «Выстрел» Н. Н. Крюкова и Г. Р. Терпиловского – все 1963). Эпохой проф. и творч. подъёма оказались 1970-е гг., когда балетную труппу возглавлял (1971–1977) Н. Н. Боярчиков, стремившийся обновить и обогатить традиц. формы классич. танца, применить в балете принципы совр. режиссуры, акцентировать филос. природу хореографич. иск-ва. В то же время труппа, пополняемая гл. обр. выпускниками Пермского хореографич. уч-ща, обрела единство выучки и стиля, что позволило ей на высоком уровне интерпретировать спектакли классич. репертуара. Во главе с танцовщиками-лидерами (С. А. Александров, М. Ф. Даукаев, Н. Н. Дьяченко, Р. И. Кузьмичёва, Л. А. Кунакова, Н. В. Павлова, Ю. Н. Петухов, Г. А. Рагозина, Г. В. Судаков, Л. И. Фоминых, О. И. Ченчикова, И. А. Шаповалов, Г. А. Шляпина, К. А. Шморгонер) балетная труппа обрела междунар. репутацию. Г. Д. Алексидзе продолжил намеченную Газиевым и Боярчиковым линию создания оригинального репертуара. Среди его постановок: «Блудный сын» Прокофьева, «Испытание Дамиса» А. К. Глазунова (обе 1981). Театр продолжал быть лабораторией совр. балета в 1980-х гг., когда гл. балетмейстером стал В. Н. Салимбаев. Хореограф большой формы, он представил собств. версии «Семи красавиц» К. Караева (1984) и «Спартака» А. И. Хачатуряна (1985), а также оригинальные постановки «Каменный идол» Д. В. Суворова и «Холодное сердце» И. В. Ануфриева (обе 1987). В 1989–2003 худ. рук. – К. А. Шморгонер, создавший собств. версии классич. балетов «Раймонда» Глазунова, «Бахчисарайский фонтан» Асафьева (обе 1998), оригинальные «Симфонические танцы» на муз. С. В. Рахманинова, «Танго» на муз. А. Пьяццоллы (оба 1997), а также положивший начало освоению наследия Дж. Баланчина. Вслед за первыми опытами в хореографии Баланчина в репертуаре появились Вечер хореографии Джерома Роббинса (2007) и Вечер совр. хореографии «Видеть музыку» (2011), куда вошли одноактные балеты Д. Ли, К. Сото и Л. Веджетти, а также Вечер одноактных балетов «В сторону Дягилева» (2011). С 2009 гл. балетмейстер – А. Г. Мирошниченко. Среди солистов кон. 20 – нач. 21 вв.: Н. Г. Ахмарова, Я. А. Араптанова, А. П. Боровик, В. Е. Дик, Ю. А. Машкина, Н. И. Гусева, Е. Ф. Кулагина, С. И. Смирнова, Л. В. Шипулина, М. С. Меньшикова, Ю. К. Манжелес, С. С. Мершин, Н. А. Моисеева.