Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́РМСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́ЛИЩЕ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 725

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда

ПЕ́РМСКОЕ ХОРЕОГРАФИ́ЧЕСКОЕ УЧИ́­ЛИЩЕ (Перм­ский го­су­дар­ст­вен­ный хо­рео­гра­фи­че­ский кол­ледж), от­крыт в авг. 1945. У ис­то­ков стоя­ли спе­циа­ли­сты эва­куи­ро­ван­но­го в 1941–44 в г. Мо­ло­тов (Пермь) Ле­нингр. хо­рео­гра­фич. уч-ща, в т. ч. худ. рук. П. х. у. в 1945–55 Е. Н. Гей­ден­рейх. За­ня­тия в ме­ст­ном от­де­ле­нии ЛХУ на­ча­лись в февр. 1943; 23.6.1944 со­зда­на хо­рео­гра­фич. сту­дия при Мо­ло­тов­ском те­ат­ре опе­ры и ба­ле­та, ре­ор­га­ни­зо­ван­ная 2.4.1945 в хо­рео­гра­фич. уч-ще. Пер­вый вы­пуск со­сто­ял­ся в 1950, по­сле че­го ба­лет­ная труп­па Перм­ско­го те­ат­ра опе­ры и ба­ле­та ста­ла пол­но­стью фор­ми­ро­вать­ся из вы­пу­ск­ни­ков П. х. у. Зна­чит. влия­ние моск. ба­лет­ной шко­лы прив­нес­ла в дея­тель­ность П. х. у. Л. П. Са­ха­ро­ва (с 1956 пе­да­гог, в 1973–2004 худ. рук.). Ре­зуль­та­том её дея­тель­но­сти ста­ло ро­ж­де­ние фе­но­ме­на «перм­ской ба­лет­ной шко­лы», со­еди­нив­шей и мо­дер­ни­зи­ро­вав­шей моск. и ле­нингр. тра­ди­ции. Сре­ди уче­ниц Са­ха­ровой: Н. В. Пав­ло­ва, Г. А. Ра­го­зи­на, О. И. Чен­чи­ко­ва, Н. Г. Ба­лах­ни­чё­ва, Е. А. Бе­ре­зи­на, Т. Г. Гурь­я­но­ва. В чис­ле ве­ду­щих пе­да­го­гов раз­ных лет: Н. Д. Силь­ва­но­вич, Г. К. Куз­не­цо­ва, М. А. Маль­це­ва, Н. Г. Пи­дэм­ская, Л. В. Асау­ляк, Е. В. Бы­ст­риц­кая, С. И. Си­до­ро­ва (Гу­би­на), Л. Г. Ула­но­ва, М. М. Мир­га­ри­пов, Р. М. Шля­мо­ва, Ю. М. Си­до­ров, В. Н. Тол­сту­хин, К. А. Шмор­го­нер – пре­им. вы­пу­ск­ни­ки Перм­ско­го хо­ре­ог­ра­фич. учи­ли­ща.

С 1946 уч-ще ве­дёт са­мо­сто­ят. по­ста­но­воч­ную дея­тель­ность. Сре­ди по­ста­но­вок (на­ря­ду с ба­ле­та­ми клас­сич. ре­пер­туа­ра): «Реп­ка» на муз. В. И. Со­каль­ско­го (1946, хо­рео­граф А. В. Чи­чи­над­зе), «Док­тор Ай­бо­лит» И. В. Мо­ро­зо­ва (1950) и «Чу­дес­ни­ца» Г. Р. Тер­пи­лов­ско­го (1957; оба – хо­рео­граф К. А. Еса­уло­ва), «Люб­ка» Ж. Г. Зо­ри­ной (1962, хо­рео­граф Г. В. Шиш­кин), «Со­нет» Н. А. Мар­ты­но­ва (1974, хо­рео­граф Н. Н. Бо­яр­чи­ков), «Класс-кон­церт» на сбор­ную му­зы­ку (1986, по­ста­нов­ка Са­ха­ро­вой), «Хо­рео­гра­фи­че­ские фан­та­зии» на му­зы­ку Й. Гайд­на (2000, хо­рео­граф Г. Д. Алек­сид­зе), «Вес­на в Ап­па­ла­чах» А. Ко­п­лен­да (2001, хо­рео­граф Е. А. Пан­фи­лов).

За вре­мя су­ще­ст­во­ва­ния П. х. у. вы­пус­ти­ло бо­лее 1500 спе­циа­ли­стов как для рос­сий­ских, так и для за­ру­беж­ных те­ат­ров.

Лит.: Ко­роб­ков С. Н. Путь в боль­шой ба­лет: Семь уро­ков в Перм­ском хо­рео­гра­фи­че­ском учи­ли­ще. Пермь, 1989; Чер­но­ва Т. П. Всту­п­ле­ние в ба­лет. [Пермь, 1994]; она же. Ро­жде­ние ле­бе­дя: Сло­во о Перм­ском хо­рео­гра­фи­че­ском учи­ли­ще, его пе­да­го­гах и пи­том­цах. Пермь, 2001; Пи­дэм­ская Н. Г. Жизнь моя – лю­бовь моя. Пермь, 2006.

Вернуться к началу