Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШАРРИ́НО САЛЬВАТОРЕ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2017 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ШАРРИ́НО Sciarrino) Сальваторе (р. 4.4.1947, Палермо), итальянский композитор. Систематического музыкального образования не получил, брал уроки композиции у А. Титоне (1959) и Т. Бельфьоре (1964). В 1969 изучал электронную музыку у Ф. Эванджелисти в академии «Санта-Чечилия». Художественный руководитель «Театро Комунале» в Болонье (1978–80). Преподавал в консерваториях Милана (1977–82), Перуджи (1983–87) и Флоренции (1987–96).

Сочинять музыку начал в 12 лет, первое публичное исполнение состоялось в 1962 (Международный фестиваль «Неделя новой музыки» в Палермо). В ранние годы испытал влияние К. Штокхаузена и Ф. Эванджелисти. К кон. 1960-х гг. выработал характерное звучание (по его собственному выражению, подобное «извержению вулкана, наблюдаемому издалека»), которого придерживался и в дальнейшем. Его определяют особые приёмы игры на инструментах (ряд их впервые введён в практику), создающие неопределённость высоты и тембра звука, динамические нюансы «на грани слышимости» и соответствующие нотные знаки, в т.ч. «niente-crescendo» и «niente-diminuendo» (в дальнейшем получили распространение в партитурах композиторов-спектралистов). Привлекал значительные исполнительские составы: «Образ Гарпократа» для фортепиано, смешанного хора и оркестра (1979), «Этюды к настройке моря» («Studi per l'intonazione del mare») для солистов и оркестра из 100 флейт и 100 саксофонов (2000).

В отличие от негативной диалектики, которая свойственна конкретной музыке Х. Лахенмана, М. Шпалингера и др., нестандартные приёмы звукоизвлечения у Ш. служат созданию музыкального аналога гиперреализма – через условное воспроизведение звуков окружающей среды, человеческой физиологии и уже существующей музыки. Большое внимание Шаррино уделял мимесису дыхания и сердцебиения: «Чёрная бесконечность» для голоса и ансамбля (1998), «Обращённое пространство» («Lo spazio inverso») для инструментального ансамбля (1985), обширный корпус произведений для флейты, созданных преимущественно для Р. Фабриччани. Существенную роль при этом играют продолжительные и многочисленные паузы, перестраивающие восприятие («экология слушания») и осознанно подрывающие изнутри гиперреалистический эффект, что соответствует последовательной позиции Шаррино оперировать воспринимаемыми и узнаваемыми на слух гештальтами. Эта позиция Шаррино сложилась в полемике с сериализмом дармштадтского круга авторов,  комбинаторике которого на уровне музыкальных параметров он противопоставил геометрический подход: сериализацию гештальтов и феноменологическое управление «слуховым полем».

В качестве организующего начала у Шаррино преобладает т. н. оконная форма (итал. forma a finestre) – составная часть его учения о музыкальной фигуре. Образец «оконной формы» – «Каденцарий» («Cadenzario») для 4 солистов и оркестра (1991): последовательность каденций, написанных Шаррино к концертам В. А. Моцарта (не имеющим авторских каденций), с сохранением минимальных отрезков обрамляющих их в оригинале частей. При написании каденций Шаррино использовал тот же подход, что и в своих многочисленных «переработках» (итал. elaborazione) музыки прошлого, когда исходный материал (либо его стилизация, как в «Каденцарии») сохраняется полностью в гармоническом и ритмическом отношениях, но более актуальные для музыки Шаррино фактура, артикуляция, динамика радикально преображаются. Образец – цикл «Голоса под стеклом» («Le voci sottovetro») для голоса и ансамбля (1998), где в качестве исходного материала использована музыка Джезуальдо. При «трансформирующем» прочтении музыки прошлого композитору, однако, чуждо постмодернистское вышучивание оригинала. 

Автор св. 150 сочинений в разных жанрах, в их числе: работы для музыкального театра – «Vanitas» («натюрморт в одном действии»; Милан, 1981), «Лоэнгрин» («невидимое действие»; Милан, 1983), камерная опера «Лживый свет моих очей» («Luci mie traditrici»; Шветцинген, 1998), «Макбет» («три действия без названия»; Шветцинген, 2002), «От мороза к морозу» («Da gelo a gelo»; «100 сцен с 65 стихами»; Шветцинген, 2006); «Неточная машина времени» для хора с оркестром (2014); «12 мадригалов» для вокального ансамбля (2007), 5 фортепианных сонат (1976–94), 9 струнных квартетов (1967–2012).

Лит. соч.: Le figure della musica da Beethoven ad oggi. Milano, 1998; Carte da suono (1981–2001). Palermo, 2001.

Лит.: Giacco G. La notion de “figure” chez Salvatore Sciarrino. Paris, 2001; Omaggio a Salvatore Sciarrino, a cura di E. Restagno. Torino, 2002; Angius M. Come avvicinare il silenzio. Roma, 2007; Vinay G. Immagini, gesti, parole, suoni, silenzi. Drammaturgia delle opere vocali e teatrali di Salvatore Sciarrino. Milano, 2010.

Вернуться к началу