Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕЛОТО́НОВАЯ ГА́ММА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 278

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев

ЦЕЛОТО́НОВАЯ ГА́ММА, зву­ко­ряд, об­разуе­мый де­ле­ни­ем ок­та­вы на 6 рав­но­мер­но-тем­пе­ри­ро­ван­ных це­лых то­нов; цен­траль­ный эле­мент сис­те­мы – це­ло­то­но­во­го ла­да. Как и все сим­мет­рич­ные ла­ды, це­ло­то­но­вый лад ста­ти­чен (воз­мож­на лишь од­на транс­по­зи­ция), от­сю­да – ог­ра­ни­чен­ное при­ме­не­ние его эле­мен­тов (мо­ти­вов, со­зву­чий) в ка­че­ст­ве мо­да­лиз­мов внут­ри ма­жор­но-ми­нор­ной то­наль­но­сти или в ком­би­на­ции с др. сим­мет­рич­ны­ми ла­да­ми. Це­ло­то­но­вый лад был по­пу­ля­рен у рус. ком­по­зи­то­ров 19 и нач. 20 вв., ис­поль­зо­вал­ся гл. обр. для ха­рак­те­ри­сти­ки ир­ре­аль­ных ге­ро­ев и пе­ре­да­чи ста­ти­че­ских кар­тин. Об­раз­цы при­ме­не­ния: му­зы­ка Чер­но­мо­ра (напр., сце­на по­хи­ще­ния Люд­ми­лы из 1-го дей­ст­вия) в опе­ре «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки; му­зы­ка Ко­ман­до­ра в кон­це 3-го дей­ст­вия опе­ры «Ка­мен­ный гость» А. С. Дар­го­мыж­ско­го; му­зы­ка Ка­щея (всту­п­ле­ние, так­ты 5–8) в опе­ре «Ка­щей Бес­смерт­ный» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва; кар­ти­на по­ля бра­ни по­сле бит­вы (всту­п­ле­ние ко 2-му дей­ст­вию) в опе­ре «Зо­ло­той пе­ту­шок» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва; по­яв­ле­ние при­зра­ка Гра­фи­ни (7-я кар­ти­на) в опе­ре «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го. Це­ло­то­но­вый лад как ав­то­ном­ная гар­мо­ни­че­ская сис­те­ма встре­ча­ет­ся ред­ко, при­ме­ры – № 1, 6, 7 из фп. сюи­ты «Празд­не­ст­во» В. И. Ре­би­ко­ва; фп. пре­лю­дия «Па­ру­са» К. Де­бюс­си (в сред­ней час­ти – ме­та­бо­ла в пен­та­то­ни­ку).

Вернуться к началу