ЦЕЛОТО́НОВАЯ ГА́ММА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕЛОТО́НОВАЯ ГА́ММА, звукоряд, образуемый делением октавы на 6 равномерно-темперированных целых тонов; центральный элемент системы – целотонового лада. Как и все симметричные лады, целотоновый лад статичен (возможна лишь одна транспозиция), отсюда – ограниченное применение его элементов (мотивов, созвучий) в качестве модализмов внутри мажорно-минорной тональности или в комбинации с др. симметричными ладами. Целотоновый лад был популярен у рус. композиторов 19 и нач. 20 вв., использовался гл. обр. для характеристики ирреальных героев и передачи статических картин. Образцы применения: музыка Черномора (напр., сцена похищения Людмилы из 1-го действия) в опере «Руслан и Людмила» М. И. Глинки; музыка Командора в конце 3-го действия оперы «Каменный гость» А. С. Даргомыжского; музыка Кащея (вступление, такты 5–8) в опере «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова; картина поля брани после битвы (вступление ко 2-му действию) в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова; появление призрака Графини (7-я картина) в опере «Пиковая дама» П. И. Чайковского. Целотоновый лад как автономная гармоническая система встречается редко, примеры – № 1, 6, 7 из фп. сюиты «Празднество» В. И. Ребикова; фп. прелюдия «Паруса» К. Дебюсси (в средней части – метабола в пентатонику).