ЛЕ́ХНЕР ЛЕОНАРД
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕ́ХНЕР (Lechner) Леонард (ок. 1553, Южный Тироль – 9.9.1606, Штутгарт), немецкий композитор. В прижизненных документах его имя сопровождается словом «Athesinus» (лат. – трентинец), что указывает на его тирольское происхождение. В 1564–68 пел в мюнхенской герцогской капелле под управлением О. Лассо и, вероятно, был его учеником. В конце 1560-х гг. пел в капелле Ландсхута (Бавария). С сер. 1570‑х гг. до 1584 работал школьным учителем в Нюрнберге, там же издал свой первый сборник композиций «Motectae sacrae» (мотеты на духовные тексты; 1575), несколько песенных сборников (1576, два в 1577, 1579, 1581) и церковные полифонические сочинения, включая магнификаты на все 8 церковных тонов (1578) и книгу мотетов «Sacrae cantiones» (1581). В 1584 руководил небольшой капеллой в Хехингене (ныне земля Баден-Вюртемберг). Со 2-й пол. 1580-х гг. служил в Вюртембергской капелле в Штутгарте (сначала певчий, с 1589 придворный композитор, с 1595 капельмейстер).
Творческие достижения Л. сосредоточены в области вокальной полифонии. 4-голосные «Страсти» (оригинальное название «Historia der Passion und Leidens Christi», 1593) – вершина жанра в немецкой музыке 16 в. Под влиянием вилланеллы и других итальянских песенных жанров Л. использовал гомофонный склад (см. Гомофония), причём не только в светских песнях (см. в статье Lied) – как в «Gott b'hüte dich» (с характерным для этого периода колебанием между одноимёнными мажором и минором), но и в высокой церковной музыке – как в латинском мотете «O fons vitae». Впервые в истории Л. положил на музыку полный стихотворный цикл на немецком языке (для 4–5-голосного хора, рукопись 1606; известен как «Deutsche Sprüche von Leben und Tod»). Это сочинение включает 15 четырёхстрочных рифмованных афоризмов неизвестного автора (предположительно Г. Р. Векерлина) преимущественно назидательного характера, музыкальное воплощение которых чрезвычайно изобретательно и разнообразно с точки зрения композиционной техники. Например, текст «Auch Sonn’, Mond...» («Даже Солнце, Луна, звёзды и погода в течение года являют нам своё непостоянство») оформлен как динамичное фугато, а текст с «духовной» коннотацией «In Gottes Händen...» («Всё, что в руках Божьих, имеет свой конец. Будем же, грешные, терпеливо его ожидать!») – в моноритмической фактуре наподобие протестантского хорала, но в строфической форме (а не в форме бар).