ТРУБА́
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТРУБА́, европ. духовой амбушюрный инструмент. Совр. Т. состоит из овально свёрнутой длинной тонкой металлич. трубки, мундштука, раструба. С трубкой соединён вентильный механизм (см. Вентиль), обеспечивающий извлечение хроматического звукоряда. Длина корпуса от мундштука до раструба 47–50 см, общая длина трубки 130–150 см. Входит в оркестровую группу медных духовых инструментов (принятые обозначения в партитуре: итал. trombа, нем. Trompete). Самый высокий по тесситуре и технически подвижный инструмент медной группы, отличается ярким, сильным, эффектным звуком.
Вентильным (хроматическим) Т., которые окончательно закрепились в практике лишь в кон. 19 в., предшествовали натуральные, которые занимали значит. место в музыке европ. стран со времён Средневековья (см. в ст. Труба натуральная). В 15–16 вв. существовали три осн. области бытования инструмента: военно-рыцарская, придворная и гор. музыка. Диапазон Т. того времени – св. 3 октав. Поскольку извлечение всех звуков натурального звукоряда на одном инструменте было затруднено, музыканты в ансамблях делились на «партии», верхняя среди которых называлась «кларино» (от лат. clarus – светлый, ясный). Словом «кларино» со временем стали обозначать также особо сложный, виртуозный стиль игры в высоком регистре (2-я и 3-я октавы). В кон. 17 – 18 вв. для Т.-кларино создавалась практически вся сольная камерная и концертная музыка. Вершинные образцы предельно высокого, яркого звучания кларино – партии в сочинениях И. С. Баха (2-й «Бранденбургский» концерт, 3-я и 4-я оркестровые сюиты и др.), Г. Ф. Генделя («Музыка на воде», «Музыка фейерверка»). Во 2-й пол. 18 в. техника игры на Т. упростилась. Инструмент занял прочное место в оркестре венской классической школы, где его функции свелись в осн. к поддержке оркестрового тутти. Одновременно мастера предпринимали попытки превратить Т. в хроматич. инструмент. Первые вентильные трубы созданы в 1810–20-х гг. нем. мастерами, вскоре появились усовершенствованные модели, которыми заинтересовались Г. Берлиоз и др. франц. и итал. композиторы. Р. Вагнер (оперы «Риенци», «Лоэнгрин») и др. композиторы – его современники обычно использовали сочетание натуральных и вентильных труб.
В 19 – 1-й пол. 20 вв. наибольшее распространение получила транспонирующая Т. in B (звучит на большую секунду ниже нотной записи) с диапазоном ок. 3 октав (по звучанию от «фа» малой до «ми» или «фа» 3-й октавы). Нотируется в скрипичном ключе. В совр. практике применяются также трубы др. строёв и нетранспонирующая Т. in C. В симфонич. оркестре как норма используются 2–3 Т. Образцы применения Т. как оркестрового инструмента – «Арагонская хота» М. И. Глинки, оперы «Аида» Дж. Верди (т. н. египетская Т. – тип фанфары) и «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова, «Поэма экстаза» А. Н. Скрябина, балет «Петрушка» И. Ф. Стравинского. В 20 в. возродился интерес композиторов к Т. как сольному концертному инструменту, среди видных исполнителей – М. И. Табаков, Т. А. Докшицер. Т. распространилась и как джазовый инструмент, крупнейшие джазовые трубачи – Л. Армстронг, Д. Гиллеспи, М. Д. Дейвис и др. Родственный инструмент – корнет (корнет-а-пистон). В рамках аутентичного исполнительства возрождается традиция игры на натуральных трубах в технике кларино.