КОРНЕ́Т
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРНЕ́Т (нем. Kornett), 1) духовой муз. инструмент; то же, что цинк. 2) Также корнет-а-пистон (франц. cornet-á-piston – корнет с пистонами, или вентилями), духовой амбушюрный инструмент с вентильным механизмом (см. в ст. Вентиль). По конструкции, строю (in B), диапазону, приёмам звукоизвлечения, технике игры близок совр. трубе. Создателем его считается С. Штейцель, который впервые продемонстрировал свой инструмент в Париже в 1830. К. появился в результате экспериментов с хроматич. инструментом, который обладал бы мягким и одновременно блестящим звуком и подвижной техникой. Преимущества К. перед первыми хроматич. трубами с тяжёлым негибким звуком способствовали быстрому его признанию у современников. В 19 в. К. часто вводился в партитуры, им пользовались Дж. Мейербер, Г. Берлиоз, Ш. Гуно, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков; в симфонич. оркестре чаще всего соединялись 2 К. с 2 натуральными трубами. Ныне К. используется только в духовом оркестре. В симфонич. оркестре партии К. исполняются на совр. хроматич. трубах, которые способны давать такой же нежный бархатный звук, как и К. Классич. образцы соло на К. – «Неаполитанский танец» из 3-го действия балета «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Танец балерины» из балета «Петрушка» И. Ф. Стравинского. Выдающиеся корнетисты: парижский музыкант Ж. Б. Арбан (автор «Полной школы для корнет-а-пистона и саксгорна», изданной в 1864, концертных пьес салонного характера), основатель амер. школы Г. Кларк (кон. 19 – нач. 20 вв.); в России – В. В. Вурм (2-я пол. 19 в., автор «Школы для корнета с пистонами», изданной в 1929), его ученик А. Б. Гордон (автор этюдов), М. П. Адамов (кон. 19 – 1-я треть 20 вв.).