Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕРЛ ДЖОРДЖ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Стеклова

ПЕРЛ (Perle) Джордж (6.5.1915, Бейонн, штат Нью-Джерси – 23.1.2009, Нью-Йорк), американский композитор, теоретик музыки, педагог. В 1938 окончил музыкальный факультет Университета Де Поля, в 1942 – магистратуру «Американской консерватории музыки» в Чикаго, в 1939–41 брал уроки композиции у Э. Кшенека. В годы 2-й мировой войны помощник капеллана на Западноевропейском и Тихоокеанском фронтах. В 1956 защитил докторскую диссертацию в Нью-Йоркском университете, в 1962 изданную отдельной книгой «Серийная композиция и атональность: введение в музыку Шёнберга, Берга и Веберна» (выдержала 6 изданий). Разрабатывал оригинальную теорию 12-тоновой тональности, в 1969–73 математически обобщил её (вместе со своим учеником П. Ланским) и изложил в монографии «Двенадцатитоновая тональность» (1977). Опираясь на принципы, выведенные им преимущественно из партитур А. Берга и Б. Бартока, П. расширил понятия тонального центра и гармонии за счёт введения строгих иерархических отношений в додекафонный контекст. К началу 1960-х гг. приобрёл репутацию крупного специалиста по творчеству Берга. Ознакомившись в 1963 с неопубликованными фрагментами оперы «Лулу», стимулировал её завершение Ф. Церхой. Вместе с И. Ф. Стравинским и Х. Редлихом основал в Нью-Йорке Международное общество Альбана Берга (1968). Автор 2-томного исследования «Оперы Берга» («Воццек», 1980; «Лулу», 1984), книги «Стиль и идея в Лирической сюите» (в этом сочинении Берга обнаружил скрытую программу). Преподавал композицию в Луисвиллском университете (1949–57), Калифорнийском университете в Дейвисе (1957–61), Куинс-колледже Городского университета Нью-Йорка (1961–84).

Как композитор получил признание в 1980-е гг. Ранние сочинения (до 1937) уничтожил как незрелые. С конца 1930-х гг. последовательно придерживался положений своей теории, однако только в 1960–70-е гг. смог перейти к их свободному использованию в сочинениях крупной формы (начиная с «Музыки в трёх частях» для оркестра и Струнного квартета № 5, оба сочинения написаны в 1960). Музыка зрелого периода отличается лиричностью и экономным использованием выразительных средств. Наиболее известны 6 этюдов для фортепиано (1976), 13 песен на стихи Э. Дикинсон для голоса и фортепиано (1978), Духовой квартет № 4 (1985, Пулитцеровская премия 1986), Фортепианный концерт № 1 (1990), Серенада № 3 для фортепиано с камерным ансамблем (1983), «Трансцендентальные модуляции» для оркестра (1993).

Лит.: International Journal of Musicology, vol. 4 (Perle 80th birthday Festschrift issue). Fr. /M.; N. Y., 1995.

Вернуться к началу