Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

САМБИ́КА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 281-282

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Н. Лебедев
Самбика. Современная реконструкция. Мастер Н. Брас (Греция).

САМБИ́КА, сам­бу­ка (греч. σαμβύϰη, лат. sambuca), др.-греч. и др.-рим. струн­ный щип­ко­вый ин­ст­ру­мент; ду­го­вая ар­фа. Ин­ст­ру­мент не­боль­шо­го раз­ме­ра, с ко­рот­ки­ми стру­на­ми (обыч­но 4). Был рас­про­стра­нён в жен­ском до­маш­нем му­зи­ци­ро­ва­нии (гре­ки и рим­ля­не обо­зна­ча­ли проф. ис­пол­ни­тель­ниц на С. со­от­вет­ст­вен­но как σαμβυϰίστρια и sambucistria). По мне­нию Ари­сти­да Квин­ти­лиа­на (3 или 4 в. н. э.), С. «близ­ка жен­ской при­ро­де из-за сво­его низ­ко­го про­ис­хо­ж­де­ния и по при­чи­не из­не­жен­но­сти слиш­ком вы­со­ких зву­ков, ко­то­рые из­вле­ка­ют на её ко­рот­ких стру­нах».

Со­глас­но Афи­нею и др. древ­ним ав­то­рам, сло­вом «С.» на­зы­ва­лось так­же осад­ное ору­дие, сво­ей фор­мой (ко­рабль с ле­ст­ни­цей и на­тя­ну­ты­ми ка­на­та­ми) на­по­ми­нав­шее муз. ин­ст­ру­мент. Очер­та­ния С. на­пом­нил Вит­ру­вию его «ми­ро­вой тре­уголь­ник» (schema trigonii mundo). В 1618 бо­та­ник и про­све­щён­ный лю­би­тель му­зы­ки Ф. Ко­лон­на на­звал сло­вом «С.» свой экс­пе­рим. кла­ви­корд, по­зво­ляв­ший из­вле­кать мик­ро­ин­тер­ва­лы.

Лит.: Landels J. G. Ship-shape and sambu­ca-fashion // Journal of Hellenic Studies. 1966. Vol. 86.

Вернуться к началу