Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПОПО́В ГАВРИИЛ НИКОЛАЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 143-144

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ПОПО́В Гав­ри­ил Ни­ко­лае­вич [30.8(12.9). 1904, Но­во­чер­касск – 17.2.1972, пос. Ре­пи­но, ныне в со­ста­ве С.-Пе­тер­бур­га], рос. ком­пози­тор, засл. де­ят. ис­кусств РСФСР (1947). В 1922–30 учил­ся в Пет­рогр. (Ле­нингр.) конс. у В. В. Щер­ба­чё­ва. В 1924–1927 пиа­нист-им­про­ви­за­тор Ле­нингр. сту­дии пла­сти­че­ско­го тан­ца, в 1927–31 пре­по­да­вал в Ле­нингр. центр. муз. тех­ни­ку­ме (фп., ком­по­зи­ция). Вы­сту­пал как пиа­нист. В 1920-е гг. чл. Ас­со­циа­ции со­вре­мен­ной му­зы­ки. С 1943 жил в Мо­ск­ве. Под­верг­ся го­не­ни­ям как «фор­ма­лист» по­сле по­ста­нов­ле­ния ЦК ВКП(б) «Об опе­ре "Ве­ли­кая друж­ба" В. Му­ра­де­ли» (1948).

Для пер­вых со­чи­не­ний (фп. пье­сы «Ме­ло­дия» и «Экс­прес­сия», 1925, Во­ка­ли­зы № 1–2, 1927) ха­рак­те­рен ли­ри­че­ский ме­лос с чер­та­ми экс­прес­сио­низ­ма. Кон­тра­пунк­ти­че­ским мас­тер­ст­вом от­ме­че­ны Сеп­тет (изд. в 1971 под назв. Ка­мер­ная сим­фо­ния) и Боль­шая сюи­та для фп. (оба соч. 1927) – об­раз­цы ост­ро дис­со­нант­но­го но­во­то­наль­но­го пись­ма, пре­ем­ст­вен­но свя­зан­но­го с не­оклас­си­циз­мом И. Ф. Стра­вин­ско­го и П. Хин­де­ми­та. Наи­бо­лее зна­чит. про­из­ве­де­ние – 1-я сим­фо­ния (1934) – бы­ла за­пре­ще­на по­сле пре­мье­ры (1935, ди­ри­жёр Ф. Штид­ри) как «клас­со­во вра­ж­деб­ная». 2-я сим­фо­ния «Ро­ди­на» (1943) яви­лась от­кли­ком на со­бы­тия Вел. Отеч. вой­ны (Ста­лин­ская пр., 1946). Сре­ди др. со­чи­не­ний: для ор­ке­ст­ра – 3–6-я сим­фо­нии (1946–69), сюи­та «Ком­со­мол – шеф элек­три­фи­ка­ции» (1933), Ди­вер­тис­мент в 9 ми­ниа­тю­рах (1938), 7 фраг­мен­тов «Ис­па­ния» (1940); Кон­церт-по­эма для скрип­ки с ор­ке­ст­ром (1937), «Сим­фо­ни­че­ская ария» для вио­лон­че­ли и струн­но­го ор­ке­ст­ра (па­мя­ти А. Н. Тол­сто­го, 1945); струн­ный «Квар­тет-сим­фо­ния» (1951), со­чи­не­ния для хо­ра. Ав­тор му­зы­ки к филь­мам (св. 20), со­труд­ни­чал с ки­но­ре­жис­сё­ра­ми С. А. Ти­мо­шен­ко («Жить», 1933), бр. Ва­силь­е­вы­ми («Ча­па­ев», 1934, «Фронт», 1943), С. М. Эй­зен­штей­ном («Бе­жин луг», не­оконч.), Ф. М. Эрм­ле­ром («Она за­щи­ща­ет Ро­ди­ну», 1943, «Ве­ли­кий пе­ре­лом», 1946, «Не­окон­чен­ная по­весть», 1955), А. П. Дов­жен­ко и Ю. И. Солн­це­вой («По­эма о мо­ре», 1958, «По­весть пла­мен­ных лет», 1961), В. М. Про­ни­ным («Ка­за­ки», 1961), А. Л. Птуш­ко («Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не», 1966) и др.

Соч.: Из ли­те­ра­тур­но­го на­сле­дия. М., 1986.

Лит.: Ро­ма­щук И. М. Г. Н. По­пов. Твор­че­ст­во. Вре­мя. Судь­ба. М., 2000; Гой­о­ви Д. Но­вая со­вет­ская му­зы­ка 20-х го­дов. М., 2006; Во­робь­ев И. С., Си­най­ская А. Е. Ком­по­зи­то­ры рус­ско­го аван­гар­да. СПб., 2007; Бар­со­ва И. А. Про­вал па­мя­ти. Судь­ба 1-й сим­фо­нии Г. По­по­ва // Бар­со­ва И. А. Кон­ту­ры сто­ле­тия. СПб., 2007.

Вернуться к началу