НОТОГРА́ФИЯ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НОТОГРА́ФИЯ (от лат. nota – знак, замечание, нота и …графия), описание и классификация муз. произведений в их нотной записи. Нотографич. сведения оформляются в виде указателей, обзоров, списков, каталогов, в которых описаны, перечислены и систематизированы в определённом порядке (алфавитном, хронологич., жанровом, тематич. и др.) нотные издания и рукописи. Предформой Н. можно считать тонарии 9–10 вв., снабжённые начальными словами григорианских распевов с нотами или без нот – т. н. инципитами. Такие указатели с нотированными инципитами получили в 18 в. назв. тематических. Среди немногочисл. Н. 17 в. – список нотных изданий в кн. «Философская библиотека» П. Болдуана (1616), «Каталог музыкальной библиотеки португальского короля Иоанна IV», составленный П. Красбеком (1649), первый персональный тематич. указатель к сочинениям нем. органиста и композитора И. К. Керля «Modulatio organica» (1686). Со 2-й пол. 17 в. в Великобритании и Италии, а в 18 в. во Франции и Германии появились каталоги сценич. произведений с музыкой, изданных или поставленных, в Италии также хроники оперных постановок. Со 2-й пол. 18 в. составлялись печатные каталоги нотных торговцев и издателей И. Г. Э. Брейткопфа (Брайткопфа), И. Ю. и Б. Гуммелей, Ж. Ж. Эмбо, Артарии и др. С 19 в. Н. интенсивно развивалась в европ. странах, особенно в Германии, Великобритании, Италии, Франции, позднее – в США. В сер. 19 в. стали появляться сводные каталоги. Одна из старейших нац. библиотек – Б-ка Брит. музея (с 1973 в составе Британской библиотеки) – с 1884 регулярно издаёт каталоги новых поступлений, а также старопечатных изданий и рукописных фондов. В спец. приложении к «Библиографии Франции» учитываются ноты, поступившие в Национальную библиотеку Франции. В США крупнейший каталог нотных фондов амер. библиотек издаётся с 1953 как часть общего Нац. сводного каталога [«U. S. Library of Congress. (Music and phonorecords. A cumulative list of works, represented by Library of Congress printed cards)»].
Самая ранняя и хорошо организованная нац. Н. – «Немецкая музыкальная библиография» – возникла в Лейпциге в 1829 в виде «Ежемесячных музыкально-литературных сообщений» (название неск. раз менялось), издававшихся Ф. Хофмайстером. «Британский каталог музыки» (с 1957) содержит описания всех новых публикаций (переиздания и популярная музыка не включаются). В США нотную продукцию учитывают в спец. выпусках «Каталога гос. управления по регистрации авторских прав» («U. S. Copyright office. Catalog of copyright entries. 3-d series, pt 5 – Music», с 1906). Нотные издания отражаются в нац. библиографиях Австрии, Италии, Испании, Нидерландов, Швейцарии, Болгарии, Венгрии, Польши и др. стран. Почти в каждой стране издавались Н., составленные в нац. аспекте. Преобладающее место в зарубежной Н. занимают описания муз. источников, историч. и палеографич. исследования. Широкое развитие, особенно в Германии, получила персональная Н. Её классич. образец – составленный Л. фон Кёхелем «Хронологически-тематический список сочинений В. А. Моцарта» (1862; 8-е изд., 1983), в котором нотный инципит и традиц. описание дополнены информацией исследовательского характера. Др. ценные персоналии – тематич. указатели сочинений И. С. Баха (составитель В. Шмидер), Г. Ф. Генделя (составитель Б. Базельт), Л. ван Бетховена (составитель Г. Ноттебом, в 20 в. – Г. Кинский и X. Хальм), Й. Гайдна (составитель А. ван Хобокен), Ф. Шуберта (составитель О. Э. Дойч), К. В. Глюка, К. Ф. Э. Баха (составитель А. Воткенн), А. Дворжака (составитель Я. Бургхаузер). Из многочисл. нотографич. указателей до 2-й мировой войны наибольшее значение имел фундам. «Биобиблиографический словарь источников сведений о композиторах и музыковедах христианского летосчисления до сер. XIX в.» Р. Эйтнера (Т. 1–10, 1900–04, переиздан с дополнит. 11-м томом в 1959–1960), содержавший сведения о местонахождении муз. изданий в библиотеках мира; в связи с частичной гибелью и перемещением библиотечных фондов после 1945 словарь потерял значение сводного указателя и замещается Международным каталогом музыкальных источников (RISM; содержит описания нотных материалов до 1800). Регулярная текущая H. междунар. охвата публикуется в журналах «Notes», «Music Review» (США), «Acta musicologica», «Fontes artis musicae» (Германия) и др. Обобщающие своды нотной лит-ры были созданы также по видам музыки и средствам исполнения.
В России издательско-торговые нотные каталоги появились во 2-й пол. 18 в. (издавались Г. Клостерманом, И. Д. Герстенбергом и др.), в 1850–1917 их было св. 500 (каталоги фирм П. И. Юргенсона, М. П. Беляева, В. В. Бесселя, А. Б. Гутхейля, Ю. Г. Циммермана, С. Ямбора и др.). Особую ценность имел издававшийся Юргенсоном «Всеобщий каталог музыки всех стран». Во 2-й пол. 19 в. появляются каталоги гос. и обществ. муз. библиотек. Крупнейшие собрания рукописных нотных фондов Публичной б-ки в С.-Петербурге (ныне РНБ) получили частичное отражение в работе В. В. Стасова «Автографы музыкантов в императорской публичной библиотеке» (опубл. в «Отечественных записках» за окт. – дек. 1856 и в отчётах библиотеки за 1870, 1900, 1901). Критико-нотографич. отдел присутствовал почти во всех муз. журналах (в 1856–60 в ж. «Музыкальный и театральный вестник» его вёл А. Н. Серов). С 1880-х гг. издавались рекомендательные указатели муз.-педагогич. лит-ры (обзоры И. Кунца, С. И. Миропольского, К. М. Мазурина, А. Н. Буховцева, В. Лебедева и К. Нелидова), в 1896–1909 (с перерывом) – специальный библиографич. и нотографич. ж. «Известия С.-Петербургского общества музыкальных собраний». В Н. по отд. видам музыки выделяется серия работ М. В. Матвеева, посвящённая обзору хоровой лит-ры. Для исследований по истории рус. музыки имеют значение описания рукописных и печатных муз. источников (палеографич. обзоры В. В. Ундольского, И. П. Сахарова, С. Смоленского, А. Игнатьева и др., посвящённые сохранившимся памятникам др.-рус. литургич. музыки). Персональная Н. появилась в ж. «Репертуар и Пантеон» за 1844–45 и получила развитие в 1890-х гг., когда были изданы каталоги с инципитами: «Тематический перечень романсов, песен и опер М. И. Глинки», составленный К. К. Альбрехтом (1891), «Тематический каталог сочинений П. И. Чайковского», составленный Б. П. Юргенсоном (1897).
Отеч. Н. 1920–30-х гг. касалась преим. прошлого рус. и зарубежной музыки [обзоры изданий 18 в. в «Очерках по истории музыки в России» Н. Ф. Финдейзена и в «Очерке истории нотопечатания» Б. П. Юргенсона, Н. песен Франц. революции 18 в. А. Овсянникова (1922), Н. нем. песни до Ф. Шуберта В. и К. Кузнецовых (в кн. «Венок Шуберту. 1828–1928», 1928), Н. рукописных муз. фондов, составленная А. Н. Римским-Корсаковым, Н. муз. наследия М. П. Мусоргского, составленная П. А. Ламмом, и др.]. Оригинальной работой явился справочник Игоря Глебова (Б. В. Асафьева) «Русская поэзия в русской музыке. [Нотография русского романса]» (1921). Первый «Каталог изданий Государственного музыкального издательства», учитывавший издания 1919–22, вышел в 1922, за ним последовали каталоги изданий Муз. сектора Госиздата (до 1930), Юго-вост. отделения Госиздата (1924), Самарского губиздата (1927), каталоги акционерных и частных издательств – «Тритон» (1925–35), «Киевское музыкальное предприятие» (1926–28), нотного магазина «Музыка» в Ленинграде (1927, 1928). С целью информации о новинках издавались «Бюллетень новых изданий» (1930–31), «Информационный бюллетень Музгиза и книготоргового объединения» (1931–35), «Ноты и книги по музыке» (1935–41). С 1931 Книжная палата СССР выпускала ежеквартальник «Нотная летопись» (в 1939–40 под назв. «Библиография музыкальной литературы», в 1941–66 – «Летопись музыкальной литературы», с 1967 под прежним назв. «Нотная летопись»). Ценным вкладом в изучение рукописного наследия явились каталоги личных фондов, хранящихся в музеях и архивах (справочники с описанием автографов М. А. Балакирева, А. П. Бородина, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и др., изданные Гос. центр. музеем муз. культуры (см. Музыкальной культуры музей им. М. И. Глинки). В традициях справочников исследовательского характера выполнен «Тематико-библиографический указатель сочинений П. И. Чайковского» (редакторы-составители П. Е. Вайдман, Л. З. Корабельникова, В. В. Рубцова, 2-е изд., 2006).
Н. как науч. дисциплина сначала развивалась как часть муз. библиографии, со 2-й пол. 20 в. теория нотоописания стала выделяться в качестве самостоят. области знания со своими специфич. задачами и методами. Объединение разл. традиций описания, разработка междунар. классификации музыки стали насущными задачами муз. библиотековедения; их решением занимается Междунар. ассоциация муз. библиотек, основанная в 1951. Разработаны междунар. правила по каталогизации нот, которые издаются под общим титулом «Международный кодекс каталогизации нот» («Code international de catalogage de la musique», с 1957). В центре внимания библиотековедов и музыковедов – проблемы, связанные с идентификацией муз. произведений, утверждением единых стандартов описания, применением компьютерной техники при обработке данных.