Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГИ́МЕЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 136

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Фролкин

ГИ́МЕЛЬ (англ. gymel, или gimel, от лат. gemellus – близ­нец), фор­ма мно­го­го­лос­но­го пе­ния (ор­га­ну­ма или дис­кан­та), по­лу­чив­шая рас­про­стра­не­ние в ср.-век. Анг­лии. В Г. но­ти­ро­вал­ся лишь один го­лос (верх­ний), к ко­то­ро­му во вре­мя ис­пол­не­ния при­сое­ди­нял­ся ниж­ний, об­ра­зую­щий с верх­ним па­рал­лель­ные тер­ции, сек­сты и де­ци­мы (в от­ли­чие от франц. ор­га­ну­ма, для ко­то­ро­го ти­пич­но дви­же­ние па­рал­лель­ны­ми квар­та­ми и квин­та­ми). Г. на­чи­нал­ся и за­кан­чи­вал­ся уни­со­ном. Для ран­не­го Г. ха­рак­тер­ны так­же про­ти­во­по­лож­ное дви­же­ние го­ло­сов, их пе­ре­кре­щи­ва­ние. В позд­нем Г. (15 в.) ин­тер­валь­ные со­от­но­ше­ния час­то из­ме­ня­лись. Из­вест­ны трёх­го­лос­ные Г., в ко­то­рых к верх­не­му го­ло­су при­бав­лял­ся так­же кон­тра­те­нор. Г. ис­поль­зо­вал­ся в не­боль­ших ли­тур­гич. ком­по­зи­ци­ях и час­тях месс. По­доб­ное раз­де­ле­ние (divisi) од­но­го из го­ло­сов на два (име­нуе­мых Г.) со­хра­ня­лось в англ. мно­го­го­лос­ной му­зы­ке 15–16 вв. (от­ме­на раз­де­ле­ния обо­зна­ча­лась лат. сло­вом semellus – один).

Вернуться к началу