ПАСТУРЕ́ЛЬ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАСТУРЕ́ЛЬ (франц. pastourelle, прованс. pastorela – пастушка), жанр ср.-век. куртуазной поэзии и музыки (строфическая песня), рыцарский вариант античной буколики. Непосредств. предшественница пасторали Нового времени, П. имеет как фольклорные, так и лит. корни. Как правило, строится в виде диалога (рыцарь домогается любви сельской красавицы). Наибольшее распространение в Европе получила в 12–14 вв., прежде всего у прованс. трубадуров и франц. труверов. Первое упоминание о П. связано с именем трубадура Серкамона (1-я пол. 12 в.), наиболее ранний из сохранившихся образцов поэзии и музыки П. принадлежит его ученику Маркабрю («Однажды у изгороди повстречал я пастушку», сер. 12 в.). В творчестве труверов П. эволюционировала в сторону театрализов. представления из крестьянской жизни («Игра о Робене и Марион» Адама де ла Аля, ок. 1283). Авторами П. были во Франции Жан Бодель (ок. 1165–1210) и Жан Фруассар, в Германии – Готфрид фон Нейфен (1200–55) и Освальд фон Волькенштейн (ок. 1377–1445), в Италии – Гвидо Кавальканти и Франко Саккетти (ок. 1332–1400). С П. перекликается один из эпизодов поэмы Э. Спенсера «Королева фей» (1590–96), где действует пастушка Пасторелла, а также сцена ухаживания Фердинанда за Мирандой в трагикомедии У. Шекспира «Буря» (1612). П. присутствует в опере «Деревенский философ» Б. Галуппи (либр. К. Гольдони, 1754). С усилением интереса к ср.-век. поэзии композиторы кон. 19–20 вв. создавали песни на тексты П., а также инструментальные пьесы с таким назв. (Пастурели для скрипки и фп. Э. Элгара, 1884).