МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ДРА́МА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ДРА́МА, 1) жанровое обозначение оперы в 17–18 вв. Первые случаи применения – у деятелей Флорентийской камераты, К. Монтеверди [итал. dramma per musica, dramma in musica (букв. – пьеса для музыки)], С. Ланди (dramma musicale). Термин «драма», существовавший в муз.-театральном иск-ве барокко и классицизма наряду с термином «опера», нередко снабжался определениями: «пасторальная», «моральная», «серьёзная» (serio), «полусерьёзная» (semiserio), «весёлая» (giocoso; синоним комич. оперы), «комическая» и др. 2) Понятие, обобщившее тенденцию сближения принципов оперного и драматич. театра в сер. – 2-й пол. 19 в. Теоретически разработано Р. Вагнером в трактате «Опера и драма» (1851). По убеждению Вагнера, музыка в опере должна быть средством, а драма – целью худож. выражения; смысл и цель реформы оперного жанра – создание «совокупного произведения искусств» (нем. Gesamtkunstwerk; пер. термина Н. А. Римского-Корсакова; см. в ст. Синтез искусств). Свои реформаторские идеи Вагнер осуществил в сценич. произведениях начиная с «Лоэнгрина» (1848) (термином «М. д.» он при этом не пользовался). Вагнеровская концепция оказала сильнейшее влияние на развитие оперного иск-ва; кроме прямых продолжателей творчества Вагнера, она коснулась и композиторов др. школ и направлений, во многом определив появление таких сочинений, как «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского (обозначил свои оперы как М. д.), «Отелло» Дж. Верди. 3) Общее название неевропейских традиц. драм, в которых музыке отведена значит. роль, среди них – т. н. санскритская драма, пекинская муз. драма цзинцзюй, япон. театр но. 4) Муз.-сценич. жанр, развившийся в 1-й пол. – сер. 20 в. гл. обр. в республиках Ср. Азии и Закавказья (напр., «Халима» с музыкой Г. Зафари, 1920, Узбекистан; «Золотая девушка» В. А. Власова и В. Г. Фере, 1937, Киргизия). Его разновидность – музыкальная комедия. Эти сочинения послужили основой развития нац. оперы.