Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ДРА́МА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 407

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




МУЗЫКА́ЛЬНАЯ ДРА́МА, 1) жан­ро­вое обо­зна­че­ние опе­ры в 17–18 вв. Пер­вые слу­чаи при­ме­не­ния – у дея­те­лей Фло­рен­тий­ской ка­ме­ра­ты, К. Мон­те­вер­ди [итал. dramma per musica, dramma in mu­sica (букв. – пье­са для му­зы­ки)], С. Лан­ди (dramma musicale). Тер­мин «дра­ма», су­ще­ст­во­вав­ший в муз.-те­ат­раль­ном иск-ве ба­рок­ко и клас­си­циз­ма на­ря­ду с тер­ми­ном «опе­ра», не­ред­ко снаб­жал­ся оп­ре­де­ле­ния­ми: «пас­то­раль­ная», «мо­раль­ная», «серь­ёз­ная» (serio), «по­лу­серь­ёз­ная» (semiserio), «ве­сё­лая» (gio­coso; си­но­ним ко­мич. опе­ры), «ко­ми­че­ская» и др. 2) По­ня­тие, обоб­щив­шее тен­ден­цию сбли­же­ния прин­ци­пов опер­но­го и дра­ма­тич. те­ат­ра в сер. – 2-й пол. 19 в. Тео­ре­ти­че­ски раз­ра­бо­та­но Р. Ваг­не­ром в трак­та­те «Опе­ра и дра­ма» (1851). По убе­ж­де­нию Ваг­не­ра, му­зы­ка в опе­ре долж­на быть сред­ст­вом, а дра­ма – це­лью ху­дож. вы­ра­же­ния; смысл и цель ре­фор­мы опер­но­го жан­ра – соз­да­ние «со­во­куп­но­го про­из­ве­де­ния ис­кус­ств» (нем. Gesamt­kunstwerk; пер. тер­ми­на Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва; см. в ст. Син­тез ис­кусств). Свои ре­фор­ма­тор­ские идеи Ваг­нер осу­ще­ст­вил в сце­нич. про­из­ве­дени­ях на­чи­ная с «Ло­эн­гри­на» (1848) (тер­ми­ном «М. д.» он при этом не поль­зо­вал­ся). Ваг­не­ров­ская кон­цеп­ция ока­за­ла силь­ней­шее влия­ние на раз­ви­тие опер­но­го иск-ва; кро­ме пря­мых про­дол­жа­те­лей твор­че­ст­ва Ваг­не­ра, она кос­ну­лась и ком­по­зи­то­ров др. школ и на­прав­ле­ний, во мно­гом оп­ре­де­лив по­яв­ле­ние та­ких со­чи­не­ний, как «Бо­рис Го­ду­нов» и «Хо­ван­щи­на» М. П. Му­сорг­ско­го (обо­зна­чил свои опе­ры как М. д.), «Отел­ло» Дж. Вер­ди. 3) Об­щее на­зва­ние не­ев­ро­пей­ских тра­диц. драм, в ко­то­рых му­зы­ке от­ве­де­на зна­чит. роль, сре­ди них – т. н. сан­скрит­ская дра­ма, пе­кин­ская муз. дра­ма цзин­ц­зюй, япон. те­атр но. 4) Муз.-сце­нич. жанр, раз­вив­ший­ся в 1-й пол. – сер. 20 в. гл. обр. в рес­пуб­ли­ках Ср. Азии и За­кав­ка­зья (напр., «Ха­ли­ма» с му­зы­кой Г. За­фа­ри, 1920, Уз­бе­ки­стан; «Зо­ло­тая де­вуш­ка» В. А. Вла­со­ва и В. Г. Фе­ре, 1937, Кир­ги­зия). Его раз­но­вид­ность – му­зы­каль­ная ко­ме­дия. Эти со­чи­не­ния по­слу­жи­ли ос­но­вой раз­ви­тия нац. опе­ры.

Лит. см. при ста­тьях Ваг­нер Р., Му­сорг­ский М. П., Опе­ра.

Вернуться к началу