Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛОГОТЕ́ТИС АНЕСТИС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 742

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛОГОТЕ́ТИС (Logothetis, Λογοθέτης) Ане­стис (27.10.1921, Бур­гас, Бол­га­рия – 6.1.1994, Ве­на), австр. ком­по­зи­тор и му­зы­ко­вед. Грек по про­ис­хо­ж­де­нию, в 1942 эми­гри­ро­вал в Ав­ст­рию. Учил­ся в Выс­шей тех­нич. шко­ле в Ве­не (1942–44), в 1951 окон­чил Вен­скую ака­де­мию му­зы­ки как ком­по­зи­тор. Ста­жи­ро­вал­ся на Лет­них кур­сах современной му­зы­ки в Дарм­штад­те, в 1957 ра­бо­тал в Кёльн­ской сту­дии элек­трон­ной му­зы­ки. До 1959 со­чи­нял в тех­ни­ке 12-то­но­вой ком­по­зи­ции («Гре­че­ская сюи­та» для фп., 1948). Позд­нее пе­ре­шёл к раз­ра­бо­тан­ной им сис­те­ме но­та­ции (на­звал её «гра­фи­че­ской»), пред­по­ла­гаю­щей зна­чит. ис­пол­ни­тель­скую сво­бо­ду, ог­ра­ни­чи­вае­мую лишь ин­ди­ви­ду­аль­ной ин­тер­пре­та­ци­ей ви­зу­аль­но­го об­раза. Сим­во­лы в сис­те­ме но­та­ции Л. де­лят­ся на 3 клас­са: «зву­ко­вы­сот­ные сим­во­лы» (нем. Tonhö­hen-Symbole; зна­ки клас­сич. но­та­ции и рит­ма); «ас­со­циа­тив­ные фак­то­ры» (Asso­ziations-Faktoren; гра­фе­мы, со­дер­жа­щие обо­зна­че­ния си­лы и тем­бра зву­ка, а так­же приё­мов иг­ры на муз. ин­ст­ру­мен­те); «сиг­на­лы к дей­ст­вию» (Ak­tions-Sig­nale; про­из­воль­ные кри­вые и ско­п­ле­ния то­чек, сим­во­ли­зи­рую­щих «дви­же­ние» и «ос­та­нов­ки» в зву­ча­нии). На­зван­ные клас­сы гра­фем, по мыс­ли Л., мо­гут при­сут­ст­во­вать в од­ной и той же пар­ти­ту­ре. Од­но из пер­вых со­чи­не­ний, за­пи­сан­ных в сис­те­ме гра­фич. но­та­ции, – «Ком­прес­сия» для лю­бо­го со­ста­ва ин­ст­ру­мен­тов (1959). Сре­ди со­чи­не­ний: ба­лет «Одис­сея» (1963), «Кар­ма-дхар­ма-дра­ма для му­зы­каль­но­го те­ат­ра» (1968), «Кик­ли­ка, или Сим­фо­ния цик­ли­че­ских кон­тра­пунк­тов» (1987). Ра­бо­тал так­же в об­лас­ти кон­крет­ной му­зы­ки («Эн­то­мо­ло­ги­че­ская ве­че­рин­ка для ра­дио», 1972), элек­трон­ной му­зы­ки (ком­по­зи­ции для маг­ни­то­фо­на «Фан­таз­мы и раз­мыш­ле­ние», 1960; «Кик­ло­пия», 1969).

Соч.: Graphische Notationen. Münch., 1967; Zeichen als Aggregatzustand der Musik. W., 1974.

Лит.: Motte-Haber H. de la. Musik und bil­den­de Kunst: von der Tonmalerei zur Klang­skulp­tur. Laaber, 1990; A. Logothetis. Klangbild und Bildklang / Hrsg. H. Krones. W., 1998.

Вернуться к началу