ВИО́ЛЬ Д’АМУ́Р
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИО́ЛЬ Д’АМУ́Р (франц. viole d’amoure – виола любви), струнный смычковый инструмент виольного семейства. При игре располагается как скрипка или альт, смычок держат «скрипичным» способом – захватом сверху. Для В. д’а. характерно наличие массивной колковой коробки с 12–14 колками, увенчивающейся резной головкой (часто в виде головы Амура), и резонаторных отверстий – двух парных в виде язычков пламени и одного в виде розетки, расположенного под грифом. Имеет 7 (реже 6) осн. струн и столько же тонких металлич. резонансных струн, натянутых под основными (проходят сквозь отверстия в подставке и затем под грифом). Наличие резонансных струн придаёт звучанию инструмента нежный серебристый оттенок. В основе настройки – квартово-терцовый (виольный) принцип, в кон. 18 в. утвердилась стандартная настройка: «ля» большой – «ре» – «ля» малой – «ре» – «фа-диез» – «ля» 1-й – «ре» 2-й октавы. Нотируется в скрипичном и альтовом ключах.
Появилась во 2-й пол. 17 в. В 18 в. В. д’а. была распространена в Австрии, Германии, Италии, Франции, Чехии, для неё создана обширная сольная и ансамблевая лит-ра, в т. ч. сочинения Г. Ф. Телемана, А. Вивальди, Г. И. Ф. Бибера, И. И. Кванца. Инструмент эффектно звучит в произведениях И. С. Баха, например в «Страстях по Иоанну» (2 В. д’а. облигато в ариозо баса № 31 и в арии тенора № 32). Знаменитым исполнителем-виртуозом был К. Стамиц, в сочинениях которого (2 концерта, сонаты, квартет с участием В. д’а.) используется техника игры двойными нотами и аккордами.
В отличие от др. инструментов виольного семейства В. д’а. продолжала пользоваться популярностью в 19 – нач. 20 вв. В России исполнителем на В. д’а. был В. В. Борисовский.