Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЛА́ХЕР БОРИС

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




БЛА́ХЕР (Blacher) Бо­рис [6(19).1.1903, Ню-Чан, Ки­тай – 30.1.1975, Бер­лин], нем. ком­по­зи­тор, пе­да­гог. Пер­во­на­чаль­ное муз. об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Хар­би­не и Ир­кут­ске. Уче­ник Ф. Э. Ко­ха (1922–1926, Бер­лин), изу­чал муз.-тео­ре­тич. дис­ци­п­ли­ны в Бер­лин­ском ун-те (1927–1931). В 1938–39 пре­по­да­вал в Дрез­ден­ской конс. (по­ки­нул этот пост из-за не­со­гла­сия с офиц. куль­тур­ной по­ли­ти­кой). С 1948 проф., в 1953–70 ди­рек­тор Выс­шей муз. шко­лы Зап. Бер­ли­на. Сре­ди уче­ни­ков – Г. фон Эй­нем, А. Рай­ман. Пре­зи­дент Ака­де­мии ис­кусств Зап. Бер­ли­на (1968–71). В ран­них ин­ст­ру­мен­таль­ных со­чи­не­ни­ях Б. за­мет­но влия­ние И. Ф. Стра­вин­ско­го. «Кон­церт­ная му­зы­ка для ор­ке­ст­ра» (1937) на­пи­са­на с при­ме­не­ни­ем джа­зо­вой сти­ли­сти­ки. Ми­ро­вую из­вест­ность Б. при­нес­ли Ор­ке­ст­ро­вые ва­риа­ции на те­му Па­га­ни­ни (1947), де­мон­ст­ри­рую­щие мас­тер­ское вла­де­ние ор­ке­ст­ром и по­ли­фо­нич. тех­ни­кой. С кон. 1940-х гг. ис­поль­зо­вал ме­тод 12-то­но­вой ком­по­зи­ции (см. До­де­ка­фо­ния). Раз­ра­бо­тал собств. тех­ни­ку со­чи­не­ния в «пе­ре­мен­ных мет­рах» (variable Metren), ос­но­ван­ную на стро­гом ис­поль­зо­ва­нии мет­ро­рит­мич. струк­тур (в т. ч. оп­ре­де­лён­ных ря­дов из групп рав­ных дли­тель­но­стей). В этой тех­ни­ке на­пи­са­ны «Ор­на­мен­ты» для фп. (1950), «Эпи­та­фия» для струн­но­го квар­те­та па­мя­ти Ф. Каф­ки (1951), Кон­церт № 2 для фп. с ор­кест­ром (1952) и др. В 1960-х гг. ак­тив­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вал с элек­трон­ной му­зы­кой («Элек­трон­ное скер­цо для маг­нитофон­ной лен­ты», 1965; «Ари­ад­на» – «дуо­д­ра­ма» для 2 чте­цов и элек­тро­инст­ру­мен­тов, 1971). Сре­ди др. со­чи­не­ний: оперы (в т. ч. «Княж­на Та­ра­ка­но­ва», пост. 1941, Вуп­пер­таль), ба­ле­ты, ора­то­рии (в т. ч. «Ве­ли­кий ин­кви­зи­тор», либр. Л. Бор­хард­та по ро­ма­ну «Бра­тья Ка­ра­ма­зо­вы» Ф. М. Дос­то­ев­ско­го, созд. в 1942, пост. 1947, Бер­лин). Ав­тор учеб­ни­ка по­ли­фо­нии стро­го­го сти­ля («Ein­führung in den strengen Satz», 1953).

Вернуться к началу