А́ДАМС ДЖОН КУЛИДЖ
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
А́ДАМС (Adams) Джон Кулидж (р. 15.2.1947, Вустер, штат Массачусетс), американский композитор и дирижёр. Член Американской академии и Института искусств (1997). В детстве учился играть на кларнете у отца, продолжил обучение у Ф. Вискульи (бас-кларнетист Бостонского симфонического оркестра). В 1963–64 посещал летнюю школу музыкального факультета Дартмутского колледжа (Хановер, штат Нью-Гэмпшир). В 1971 окончил факультет музыки Гарвардского университета (магистратура), где изучал форму и композицию у Л. Кирхнера и Э. Кима, контрапункт – у Д. дель Тредичи. В 1972–82 преподавал в Консерватории Сан-Франциско, дирижировал её оркестром. С 1978 музыкальный консультант, в 1982–85 композитор-резидент Симфонического оркестра Сан-Франциско. В репертуаре А.-дирижёра – музыка классико-романтической традиции, сочинения композиторов 20–21 вв. – Ч. Айвза, Э. Картера, Ф. Гласса и собственные; А. способствовал популяризации американского и западноевропейского авангарда. Композитор-резидент и куратор фестиваля современнной музыки в Карнеги-холле (2003–07).
Как композитор формировался под влиянием минимализма, в ранних работах (1970–77) подражал С. Райху (в т. ч. композиции для магнитофонной ленты). Первыми самостоятельными сочинениями А. считаются «Фригийские врата» для фортепиано (1977) и струнный септет «Шейкеровы петли» (или «Дрожащие петли», 1978). Всемирную известность получили его сочинения периода «постминимализма» (1977–87), для которых характерно сочетание минималистского принципа повторности с традиционной для западноевропейской музыки логикой формообразования, динамичным симфоническим дыханием и граничащей с пародийностью эстетикой неоромантизма и американской поп-культуры. Таковы сочинения для оркестра «Фисгармония» («Harmonium», 1981), «Учение о гармонии» («Harmonielehre», 1985), «Краткая поездка в быстрой машине» (1986) и др.; кульминационное сочинение этого периода – опера «Никсон в Китае» (Хьюстон, 1987). Для работ 1987–92 характерно всё более широкое использование полифонической техники; например, в опере «Смерть Клингхофера» (Брюссель, 1991). Наряду с использованием полиритмии («Скрипичный концерт», 1993) и опорой на «Тезаурус звукорядов и мелодических фигураций» Н. Л. Слонимского, дальнейшую траекторию музыки А. определила так называемая развивающая имитация (англ. developing imitation; термин А. Санчеса) – разновидность свободной имитации с нерегулярными звуковысотными и временны́ми интервалами вступления голосов, призванная создать у слушателя общее впечатление «непрерывного развития».
Значительное место в творчестве А. занимают сочинения для музыкального театра (все в сотрудничестве с режиссёром П. Селларсом), часто актуального и политизированного содержания. Одной из наиболее значимых в истории американской оперы считается опера «Никсон в Китае» (о поездке Р. Никсона в Китай в 1972). Постановка оперы «Смерть Клингхофера» (о захвате представителями Фронта освобождения Палестины крупного морского лайнера в 1985) сопровождалась протестами и была снята с репертуара, а А. обвинён в сочувствии палестинцам. Другие сочинения для сцены: оперы – «Я смотрел в потолок и потом увидел небо» (Беркли, 1995; написана под впечатлением землетрясения в Лос-Анджелесе в 1994), «Атомный доктор» («Doctor Atomic»; Сан-Франциско, 2005; об испытаниях атомной бомбы в 1945 в США под руководством Р. Оппенгеймера), «Евангелие от другой Марии» (Лос-Анджелес, 2012), «Цветущее дерево» (Вена, 2006); сценическая оратория «Младенец Христос» («El Niño»; Париж, 2000). Сочинение для хора и оркестра «О переселении душ» (2002; Пулитцеровская премия, 2003) – отклик на события террористической атаки в США 11 сентября 2001. На основе музыкального материала опер А. создавал отдельные инструментальные произведения («Танцы председателя», 1985; «Плёнки Никсона», 1987; симфония «Атомный доктор», 2005). Автор мемуаров «Перекрёсток Аллилуйя» (Нью-Йорк, 2008).