Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОПЕРА́ЦИЯ ВОЕ́ННАЯ

  • рубрика

    Рубрика: Военное дело

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 243

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. М. Васильев

ОПЕРА́ЦИЯ ВОЕ́ННАЯ, со­во­куп­ность со­гла­со­ван­ных и взаи­мо­свя­зан­ных по це­ли бое­вых дей­ст­вий, уда­ров и ма­нёв­ра войск (сил), про­во­ди­мых по еди­но­му за­мыс­лу и пла­ну для ре­ше­ния опе­ра­тив­но-стра­те­гич., опе­ра­тив­ных за­дач на стра­те­гич. или опе­ра­ци­он­ном на­прав­ле­нии или в рай­оне (зо­не).

О. в. мо­гут быть об­ще­вой­ско­вы­ми (об­ще­флот­ски­ми), со­вме­ст­ны­ми или са­мо­стоя­тель­ны­ми в за­ви­си­мо­сти от уча­ст­вую­щих в ней сил и средств. По ха­рак­те­ру бое­вых дей­ст­вий они де­лят­ся на на­сту­па­тель­ные и обо­ро­ни­тель­ные, по вре­ме­ни про­ве­де­ния – на пер­вые и по­сле­дую­щие. К осн. по­ка­за­те­лям О. в. от­но­сят­ся ко­ли­че­ст­во уча­ст­вую­щих в ней войск и сил, ши­ри­на по­ло­сы дей­ст­вий, про­дол­жи­тель­ность, а в на­сту­пат. опе­ра­ци­ях, кро­ме то­го, глу­би­на и тем­пы на­сту­п­ле­ния.

Со­дер­жа­ние тер­ми­на «опе­ра­ция во­ен­ная» в про­цес­се ис­то­рич. раз­ви­тия из­ме­ня­лось. В 17 в. им обо­зна­ча­лись по­ход и рас­по­ло­же­ние войск на от­дых. В по­след­ней четв. 18 в. тер­мин при­ме­нял­ся уже для обо­зна­че­ния со­во­куп­но­сти разл. во­ен. дей­ст­вий, на­прав­лен­ных на дос­ти­же­ние ко­неч­ной це­ли. Вме­сте с тем во­ен. дей­ст­вия раз­де­ля­лись на марш-ма­нёвр войск к мес­ту сра­же­ния и соб­ст­вен­но сра­же­ние. Ме­ж­ду эти­ми эта­па­ми су­ще­ст­во­ва­ла врем. пау­за, не­об­хо­ди­мая для при­ня­тия ре­ше­ния, по­ста­нов­ки за­дач вой­скам и их по­строе­ния в бое­вой по­рядок. В нач. 19 в. поя­ви­лись мас­со­вые ар­мии, раз­де­лён­ные на круп­ные ар­мейские груп­пи­ров­ки, дей­ст­вия ко­то­рых объ­е­ди­ня­лись об­щим за­мыс­лом глав­но­ко­ман­дую­ще­го для ре­ше­ния об­щей за­да­чи. Про­об­ра­зом стра­те­гич. опе­ра­ции мо­гут слу­жить дей­ст­вия рос. войск в хо­де контр­на­сту­п­ле­ния в Оте­че­ст­вен­ной вой­не 1812.

Ста­нов­ле­ние О. в. как фор­мы во­ен. дей­ст­вий про­ис­хо­ди­ло во 2-й пол. 19 в. Наи­бо­лее от­чёт­ли­вый вид она при­об­ре­ла в вой­нах Прус­сии, ко­гда про­изош­ло объ­е­ди­не­ние в со­дер­жа­нии опе­ра­ции всей со­во­куп­но­сти во­ен. и бое­вых дей­ст­вий, что ис­клю­чи­ло пау­зу ме­ж­ду по­хо­дом и не­по­средств. бое­вым столк­но­ве­ни­ем. В этот же пе­ри­од на­ча­лось де­ле­ние опе­ра­ций по ви­дам дей­ст­вий на на­сту­пат. и обо­ро­ни­тель­ные, по це­лям и за­да­чам – на об­щие (стра­те­гич.) и ча­ст­ные. Во­ен. тео­ре­ти­ки, в ча­ст­но­сти Г. А. Ле­ер, вплоть до кон. 19 в. на­зы­ва­ли всю со­во­куп­ность дей­ст­вий в хо­де кам­па­нии стра­те­гич. опе­ра­ци­ей, а стра­те­гию в при­клад­ном зна­че­нии счи­та­ли уче­ни­ем об опе­ра­ци­ях на ТВД. В рус.-япон. вой­не 1904–05 про­яви­лись чер­ты ар­мей­ской опе­ра­ции и на­ме­ти­лись осн. при­зна­ки опе­ра­ции фрон­то­во­го мас­шта­ба.

Тео­ре­тич. ос­но­вы ор­га­ни­за­ции и ве­де­ния ар­мей­ской опе­ра­ции од­ним из пер­вых раз­ра­бо­тал А. А. Не­зна­мов. В хо­де 1-й ми­ро­вой вой­ны она окон­ча­тель­но сло­жи­лась как фор­ма во­ен. дей­ст­вий опе­ра­тив­но­го мас­шта­ба, при­об­ре­ла чёт­кие гра­ни­цы, име­ла свои це­ли, за­да­чи и по­ка­за­те­ли. Фрон­то­вая опе­ра­ция про­дол­жа­ла со­хра­нять преж­ние чер­ты стра­те­ги­че­ской, во­брав­шей в се­бя со­во­куп­ность дей­ст­вий ар­мий. На­ча­ла за­ро­ж­дать­ся но­вая фор­ма – опе­ра­ция груп­пы фрон­тов (напр., Вар­шав­ско-Иван­го­род­ская опе­ра­ция 1914 и Лод­зин­ская опе­ра­ция 1914).

В 1920-х гг. с оформ­ле­ни­ем тео­рии опе­ра­тив­но­го ис­кус­ст­ва ос­но­вы под­го­тов­ки и ве­де­ния О. в. бы­ли из­ло­же­ны в ру­ко­во­дстве по ве­де­нию опе­ра­ций «Выс­шее ко­ман­до­ва­ние» (1924). В 1930-е гг. эти по­ло­же­ния по­лу­чи­ли раз­ви­тие в По­ле­вом ус­та­ве РККА (1936, 1939), в ма­те­риа­лах Со­ве­ща­ния выс­ше­го ру­ко­во­дя­ще­го со­ста­ва РККА 23–31.12.1940 и ря­де др. ра­бот.

На даль­ней­шее раз­ви­тие О. в. боль­шое влия­ние ока­зал опыт Вел. Отеч. вой­ны, на­ча­ло ко­то­рой по­ка­за­ло, что сил од­но­го фрон­то­во­го объ­е­ди­не­ния для ре­ше­ния за­дач стра­те­гич. мас­шта­ба не­дос­та­точ­но. Фрон­то­вая опе­ра­ция ста­ла, как пра­ви­ло, со­став­ной ча­стью опе­ра­ции груп­пы фрон­тов (стра­те­ги­че­ской). Ре­шаю­щая роль в дос­ти­же­нии це­лей опе­ра­тив­ной обо­ро­ны ста­ла при­над­ле­жать не ар­мей­ской, как это пред­по­ла­га­лось до вой­ны, а фрон­то­вой опе­ра­ции. Воз­рос­шие бое­вые воз­мож­но­сти войск по­зво­ли­ли со­вер­шен­ст­во­вать ис­кус­ст­во под­го­тов­ки и ве­де­ния на­сту­пат. опе­ра­ций, ко­то­рые по сво­им по­ка­за­те­лям зна­чи­тель­но пре­взош­ли опе­ра­ции 1-й ми­ро­вой вой­ны.

До нач. 1950-х гг. тео­рия опе­ра­ций ос­но­вы­ва­лась на опы­те про­шед­шей вой­ны. С по­яв­ле­ни­ем ядер­но­го ору­жия опе­ра­ции фрон­то­вых и ар­мей­ских объ­е­ди­не­ний ста­ли сво­дить­ся к за­вер­ше­нию раз­гро­ма груп­пи­ро­вок про­тив­ни­ка с ис­поль­зо­ва­ни­ем опе­ра­тив­но-так­тич. и так­тич. ядер­ных средств. Из­ме­ня­лось опе­ра­тив­ное по­строе­ние фрон­та (ар­мии) и по­ка­за­те­ли опе­ра­ций. При­ори­тет был от­дан на­сту­пат. дей­ст­ви­ям. В этой свя­зи про­ве­де­ние фрон­то­вых обо­ро­нит. опе­ра­ций до­пус­ка­лось гл. обр. на вто­ро­сте­пен­ных ТВД и опе­ра­ци­он­ных на­прав­ле­ни­ях. С нач. 1970-х гг. бо­лее взве­шен­ные оцен­ки в от­но­ше­нии ро­ли ядер­но­го ору­жия по­зво­ли­ли пе­рей­ти к пла­ни­ро­ва­нию О. в. с учё­том воз­мож­но­сти ве­де­ния вой­ны с при­ме­не­ни­ем обыч­ных средств по­ра­же­ния в ус­ло­ви­ях по­сто­ян­ной уг­ро­зы её пе­ре­рас­та­ния в ра­кет­но-ядер­ную. В Воо­руж. Си­лах (ВС) СССР бы­ла раз­ра­бо­та­на сис­те­ма опе­ра­ций, ко­то­рые клас­си­фи­ци­ро­ва­лись по мас­шта­бам: стра­те­гич., фрон­то­вые (фло­та, ок­ру­га ПВО, груп­пы ар­мий), ар­мей­ские (фло­ти­лий, кор­пу­са, эс­кад­ры).

По ме­ре ка­че­ст­вен­ных из­ме­не­ний во­ору­же­ния и тех­ни­ки со­дер­жа­ние О. в. уточ­ня­ет­ся. Так, совр. кон­цеп­ция се­те­цен­трич. опе­ра­ций пред­по­ла­га­ет объ­еди­не­ние в ре­аль­ном мас­шта­бе вре­ме­ни дей­ст­вий средств раз­вед­ки, управ­ле­ния и по­ра­же­ния. Тех­но­ло­гич. ос­но­вой та­ких опе­ра­ций яв­ля­ют­ся ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­кац. се­ти, свя­зы­ваю­щие отд. эле­мен­ты (сред­ст­ва раз­вед­ки, по­ра­же­ния и ор­га­ны управ­ле­ния). Со­дер­жа­ние опе­ра­ции вы­хо­дит на но­вый ка­че­ст­вен­ный уро­вень сво­его раз­ви­тия: до ми­ни­му­ма со­кра­ща­ет­ся врем. пау­за, не­об­хо­ди­мая на раз­вед­ку, оцен­ку об­ста­нов­ки, при­ня­тие ре­ше­ния и его реа­ли­за­цию. Ес­ли рань­ше уси­лия войск в опе­ра­ции со­гла­со­вы­ва­лись по за­да­чам, ру­бе­жам, вре­ме­ни, на­прав­ле­ни­ям и мес­ту, то в ус­ло­ви­ях ре­аль­но­го мас­шта­ба вре­ме­ни они со­гла­со­вы­ва­ют уси­лия по объ­ек­там по­ра­же­ния. Кон­цеп­ция се­те­цен­трич. опе­ра­ций ап­ро­би­ро­ва­на в хо­де во­ен. кон­флик­тов кон. 20 – нач. 21 вв.

Лит.: Ле­ер ГА. Стра­те­гия. 4-е изд. СПб., 1885. Ч. 1; Мих­не­вич НП. Стра­те­гия. СПб., 1899–1901. Кн. 1–2; Не­зна­мов А. А. Со­вре­мен­ная вой­на. 2-е изд. СПб., 1912; Рус­ский ар­хив: Ве­ли­кая Оте­че­ст­вен­ная. М., 1993. Т. 12(1); Ра­зин Е. А. Ис­то­рия во­ен­но­го ис­кус­ст­ва. СПб., 1994. Т. 3; Во­ен­ная ис­то­рия Оте­че­ст­ва с древ­них вре­мен до на­ших дней. М., 1995. Т. 1–3. См. так­же лит. при ст. Опе­ра­тив­ное ис­кус­ст­во.

Вернуться к началу