ОПЕРА́ЦИЯ ВОЕ́ННАЯ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОПЕРА́ЦИЯ ВОЕ́ННАЯ, совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели боевых действий, ударов и манёвра войск (сил), проводимых по единому замыслу и плану для решения оперативно-стратегич., оперативных задач на стратегич. или операционном направлении или в районе (зоне).
О. в. могут быть общевойсковыми (общефлотскими), совместными или самостоятельными в зависимости от участвующих в ней сил и средств. По характеру боевых действий они делятся на наступательные и оборонительные, по времени проведения – на первые и последующие. К осн. показателям О. в. относятся количество участвующих в ней войск и сил, ширина полосы действий, продолжительность, а в наступат. операциях, кроме того, глубина и темпы наступления.
Содержание термина «операция военная» в процессе историч. развития изменялось. В 17 в. им обозначались поход и расположение войск на отдых. В последней четв. 18 в. термин применялся уже для обозначения совокупности разл. воен. действий, направленных на достижение конечной цели. Вместе с тем воен. действия разделялись на марш-манёвр войск к месту сражения и собственно сражение. Между этими этапами существовала врем. пауза, необходимая для принятия решения, постановки задач войскам и их построения в боевой порядок. В нач. 19 в. появились массовые армии, разделённые на крупные армейские группировки, действия которых объединялись общим замыслом главнокомандующего для решения общей задачи. Прообразом стратегич. операции могут служить действия рос. войск в ходе контрнаступления в Отечественной войне 1812.
Становление О. в. как формы воен. действий происходило во 2-й пол. 19 в. Наиболее отчётливый вид она приобрела в войнах Пруссии, когда произошло объединение в содержании операции всей совокупности воен. и боевых действий, что исключило паузу между походом и непосредств. боевым столкновением. В этот же период началось деление операций по видам действий на наступат. и оборонительные, по целям и задачам – на общие (стратегич.) и частные. Воен. теоретики, в частности Г. А. Леер, вплоть до кон. 19 в. называли всю совокупность действий в ходе кампании стратегич. операцией, а стратегию в прикладном значении считали учением об операциях на ТВД. В рус.-япон. войне 1904–05 проявились черты армейской операции и наметились осн. признаки операции фронтового масштаба.
Теоретич. основы организации и ведения армейской операции одним из первых разработал А. А. Незнамов. В ходе 1-й мировой войны она окончательно сложилась как форма воен. действий оперативного масштаба, приобрела чёткие границы, имела свои цели, задачи и показатели. Фронтовая операция продолжала сохранять прежние черты стратегической, вобравшей в себя совокупность действий армий. Начала зарождаться новая форма – операция группы фронтов (напр., Варшавско-Ивангородская операция 1914 и Лодзинская операция 1914).
В 1920-х гг. с оформлением теории оперативного искусства основы подготовки и ведения О. в. были изложены в руководстве по ведению операций «Высшее командование» (1924). В 1930-е гг. эти положения получили развитие в Полевом уставе РККА (1936, 1939), в материалах Совещания высшего руководящего состава РККА 23–31.12.1940 и ряде др. работ.
На дальнейшее развитие О. в. большое влияние оказал опыт Вел. Отеч. войны, начало которой показало, что сил одного фронтового объединения для решения задач стратегич. масштаба недостаточно. Фронтовая операция стала, как правило, составной частью операции группы фронтов (стратегической). Решающая роль в достижении целей оперативной обороны стала принадлежать не армейской, как это предполагалось до войны, а фронтовой операции. Возросшие боевые возможности войск позволили совершенствовать искусство подготовки и ведения наступат. операций, которые по своим показателям значительно превзошли операции 1-й мировой войны.
До нач. 1950-х гг. теория операций основывалась на опыте прошедшей войны. С появлением ядерного оружия операции фронтовых и армейских объединений стали сводиться к завершению разгрома группировок противника с использованием оперативно-тактич. и тактич. ядерных средств. Изменялось оперативное построение фронта (армии) и показатели операций. Приоритет был отдан наступат. действиям. В этой связи проведение фронтовых оборонит. операций допускалось гл. обр. на второстепенных ТВД и операционных направлениях. С нач. 1970-х гг. более взвешенные оценки в отношении роли ядерного оружия позволили перейти к планированию О. в. с учётом возможности ведения войны с применением обычных средств поражения в условиях постоянной угрозы её перерастания в ракетно-ядерную. В Вооруж. Силах (ВС) СССР была разработана система операций, которые классифицировались по масштабам: стратегич., фронтовые (флота, округа ПВО, группы армий), армейские (флотилий, корпуса, эскадры).
По мере качественных изменений вооружения и техники содержание О. в. уточняется. Так, совр. концепция сетецентрич. операций предполагает объединение в реальном масштабе времени действий средств разведки, управления и поражения. Технологич. основой таких операций являются информационно-коммуникац. сети, связывающие отд. элементы (средства разведки, поражения и органы управления). Содержание операции выходит на новый качественный уровень своего развития: до минимума сокращается врем. пауза, необходимая на разведку, оценку обстановки, принятие решения и его реализацию. Если раньше усилия войск в операции согласовывались по задачам, рубежам, времени, направлениям и месту, то в условиях реального масштаба времени они согласовывают усилия по объектам поражения. Концепция сетецентрич. операций апробирована в ходе воен. конфликтов кон. 20 – нач. 21 вв.