ОСО́БОЕ ТЕХНИ́ЧЕСКОЕ БЮРО́ ОГПУ–НКВД–МВД СССР
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОСО́БОЕ ТЕХНИ́ЧЕСКОЕ БЮРО́ ОГПУ– НКВД–МВД СССР, проектно-конструкторские организации в системе органов гос. безопасности и внутр. дел СССР в 1929–34 и 1938–53, использовавшие труд осуждённых специалистов, имевших спец. технич. знания для создания, совершенствования и внедрения новых образцов вооружения, воен. и спец. техники, воен. технологий. Существовали под разл. названиями: Центр. конструкторское бюро (ЦКБ), Особые конструкторские технологич. бюро (ОКТБ), Особые конструкторские бюро (ОКБ). В 1941–53 Особое технич. бюро (ОТБ) входило в состав 4-го спец. отдела НКВД (с 1946 МВД) СССР.
Впервые конструкторское бюро (КБ) по использованию интеллектуальных ресурсов заключённых создано в США в 1917. В СССР использование труда заключённых началось по постановлению СНК СССР от 11.7.1929, согласно которому все лица, осуждённые на срок св. 3 лет, подлежали направлению в лагеря ОГПУ для трудового использования. КБ создавались решением Коллегии ОГПУ СССР, полномочными представителями ОГПУ в регионах, которым и подчинялись. Первые ОКБ образованы в 1929 в Москве из числа специалистов авиац. пром-сти, осуждённых по Промпартии делу. В 1930 на Ленингр. металлич. заводе сформировано ОКТБ под технич. руководством конструктора мор. артиллерии А. Г. Дукельского, летом 1931 в Москве образовано КБ в пороховой пром-сти под технич. руководством А. С. Бакаева и др. Единого центра, координировавшего деятельность этих бюро, не существовало. Как правило, технич. руководство работой осуществлял консультант (гл. инженер) при начальнике бюро. Разработанные проекты поступали на утверждение в технич. совет, куда входили как осуждённые, так и вольнонаёмные специалисты, а также сотрудники ОГПУ. В остальном структура каждой организации разрабатывалась применительно к конкретным условиям её деятельности. В 1934 все ОКБ при ОГПУ СССР были расформированы, осуждённые специалисты освобождены.
К практике использования труда осуждённых специалистов вернулись в 1938. Причиной этого было стремление руководства СССР сохранить научно-технич. потенциал, пострадавший в ходе массовых репрессий (см. «Большой террор»), а также низкое качество ряда образцов воен. техники – эта проблема стала актуальной в условиях нарастания воен. угрозы, пересмотра воен. доктрины и воен.-технич. политики. Первые проектные организации были созданы в сентябре – окт. 1938 в пороховой пром-сти, в 1939 сформированы КБ в области самолётостроения и двигателестроения, воен. кораблестроения, арт. техники и др. Для координации их деятельности и эффективного использования труда осуждённых приказом наркома внутр. дел № 0021 от 10.1.1939 при НКВД СССР образовано ОТБ со штатом в 82 чел. (в авг. 1943 он увеличен до 205 чел., в т. ч. 183 – осуждённые специалисты). Все созданные КБ переподчинялись ОТБ и входили в его состав на правах групп. Общее руководство работой ОТБ осуществлял нарком внутр. дел СССР, непосредственное – начальник бюро, группами руководили помощники начальника бюро. Руководителями создавались необходимые условия для работы (организация помещений и рабочих мест, снабжение и др.) и формировались тематич. планы на основе заявок ведомств-заказчиков, которые утверждались в Народном комиссариате обороны СССР. Организационно группы строились по бригадному принципу, проекты разрабатывались отд. коллективами, во главе которых стояли крупные специалисты из числа осуждённых. Бригада осуществляла полный объём работ, от эскизного проектирования до внедрения разработки в серийное произ-во. Предусматривалось привлечение на работу в группах ОТБ вольнонаёмных специалистов – молодых перспективных учёных и сотрудников, исполнявших те работы, которые по условиям режима не могли поручаться заключённым.
Силами разл. групп ОТБ выполнен ряд разработок, имевших важное оборонное значение. В группе авиац. пром-сти работали осуждённые авиаконструкторы Р. Л. Бартини, С. П. Королёв, В. М. Мясищев, В. М. Петляков, Б. С. Стечкин, А. Н. Туполев, А. Д. Чаромский и др. Ими был спроектирован и запущен в серийное произ-во самолёт-истребитель И-5, спроектирована серия мощных авиадвигателей ФЭД (в т. ч. первый в СССР авиац. дизель ФЭД-8), спроектированы, построены и запущены в серийное произ-во бомбардировщики Пе-2 и Ту-2, составлявшие основу бомбардировоч. авиации, а также ряд опытных машин: дальний бомбардировщик, истребитель, штурмовик, самолёт с ракетным двигателем и др. В группе воен.-мор. судостроения (образована в 1939) под рук. Е. П. Иконникова, В. И. Кудряшова, М. Ю. Цирульникова, Г. Г. Солодчикова, С. И. Лукашова, С. И. Лодкина были реализованы проекты 203-миллиметровой корпусной гаубицы БЛ-24, облегчённой 152-миллиметровой корпусной пушки БЛ-7; на вооружение армии и флота приняты 45-миллиметровая противотанковая пушка М-42, полковая 76-миллиметровая пушка образца 1943, корабельная башенная 130-миллиметровая арт. установка Б-2ЛМ и др. В бригадах группы порохов работа велась под технич. руководством А. С. Бакаева, Н. И. Путимцева, Р. М. Фридлендера и др. Они разработали новые рецептуры и технологии произ-ва нитроглицериновых порохов для снаряжения боеприпасов морской, зенитной и реактивной артиллерии марки «НД» и др. По проекту ОТБ силами заключённых ГУЛАГа в 1939–41 построено 5 сульфитных заводов общей производительностью ок. 30 тыс. т обогащённой пороховой целлюлозы. Группой боевых отравляющих веществ и средств противохимич. защиты под рук. Я. М. Фишмана созданы и приняты на вооружение фильтры-поглотители УП-2 и УП-4 для снаряжения противогазов. В 1941 ОТБ было поручено обеспечение средствами радиосвязи и оперативной техники органов НКВД и НКГБ, для этого в его составе создана радиолаборатория, которая изготовила, испытала и передала на вооружение армии, НКВД и НКГБ 13 образцов средств радиосвязи (в т. ч. малогабаритную армейскую радиостанцию «Марс», портативную радиостанцию «Белка» и др.). Сотрудники ОТБ участвовали в разработке Ядерного проекта СССР. В марте 1953 4-й спец. отдел МВД СССР, а вместе с ним и ОТБ расформированы.
Мн. осуждённые и вольнонаёмные специалисты за выдающиеся достижения в создании новых образцов воен. и спец. техники были награждены сов. правительством: освобождены со снятием судимости и получили Гос. премию А. С. Бакаев, В. М. Петляков, А. Н. Туполев, А. Д. Чаромский и др.; освобождены и награждены орденами В. П. Глушко, Е. П. Иконников, С. П. Королёв, С. И. Лодкин и др.
Начальники ОТБ: майор гос. безопасности А. М. Давыдов (1939), ген.-м. В. А. Кравченко (1939–47 и 1949–53), полк. Г. Я. Кутепов (1947–49).