КАСПИ́ЙСКАЯ ВОЕ́ННАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ
-
Рубрика: Военное дело
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАСПИ́ЙСКАЯ ВОЕ́ННАЯ ФЛОТИ́ЛИЯ, 1) формирование рос. ВМФ, созданное по указу имп. Петра I в 1722 и предназначавшееся для действий на Каспийском м. и в дельте р. Волга. Созданию флотилии предшествовала длительная борьба за овладение Каспийским побережьем, окончательно завершившаяся в 1556, после присоединения Астраханского ханства к Рус. гос-ву. Первая попытка создания постоянного формирования сил воен. флота на Каспийском м. была предпринята в 1669, когда построенные по указу царя Алексея Михайловича корабль «Орёл», яхта, бот и 2 шнявы прибыли в Астрахань. Однако в 1670 они были захвачены отрядами С. Т. Разина. По окончании Северной войны 1700–21, зимой 1721/22, в городах Нижний Новгород, Тверь, Углич, Ярославль велась постройка судов для К. в. ф. В июле 1722 флотилия (274 судна) с десантом вышла в Персидский поход 1722–23, результатом которого стало завоевание городов Дербент, Баку с прилегающими к ним областями. После смерти Петра I рос. завоевания на Каспии были утрачены. В Астрахани были оставлены огранич. силы, которые обеспечивали безопасность коммерч. судоходства на Каспийском море. Возрождение К. в. ф. произошло в 1781, когда по предписанию имп. Екатерины II в Астрахань прибыл отряд воен. кораблей. В кон. 18 – нач. 19 вв. флотилия принимала активное участие в войнах и походах рос. войск в прикаспийском регионе, высаживала мор. десанты, огнём корабельной артиллерии оказывала содействие войскам в овладении приморскими крепостями. В 1796 действия кораблей К. в. ф. способствовали овладению рос. армией городами Дербент и Баку. После рус.-перс. войны 1804–13 (см. Русско-персидские войны) Рос. империя приобрела монопольное право на содержание в Каспийском м. воен. флота. С 1867 гл. базой К. в. ф. стал Баку. По мере стабилизации обстановки в регионе состав флотилии постепенно сокращался, и к нач. 20 в. она состояла из 2 канонерских лодок и нескольких вооруж. пароходов. В нояб. 1917 личный состав К. в. ф. перешёл на сторону сов. власти, участвовал в боевых действиях против тур. войск и отрядов мусаватистов (азерб. националистов), в боях по овладению городами Петровск-Порт (ныне Махачкала), Ленкорань и Дербент. В июле 1918 часть кораблей К. в. ф. ушла в Астрахань, остальные остались в Баку и были включены в состав флота Азерб. Демократич. Республики. Для содействия войскам РККА в апр. – июне 1918 в Астрахани сформирован Воен. флот Астраханского края, усиленный доставленными с Балтики миноносцами и ПЛ, который в октябре был переименован в Астраханско-Каспийскую воен. флотилию. В июле 1919, после объединения с Волжской военной флотилией, она получила назв. Волжско-Каспийской воен. флотилии. В апр. 1919 с помощью англичан была создана Каспийская флотилия ВСЮР (см. Белый флот), гл. база – в г. Петровск-Порт. Наступление войск РККА на Сев. Кавказе в апр. 1920 вынудило корабли Каспийской флотилии ВСЮР перейти в Баку, а затем уйти в иран. порт Энзели, который находился под контролем англ. войск. В мае 1920 на базе Волжско-Каспийской воен. флотилии был сформирован Каспийский воен. флот РСФСР и Красный флот Сов. Азербайджана, силы которых участвовали в Энзелийской операции 1920, в результате которой корабли и воен. имущество К. в. ф. были возвращены РСФСР и Сов. Азербайджану. В июле 1920 Каспийский воен. флот РСФСР и Красный флот Сов. Азербайджана преобразованы в Мор. силы Каспийского моря.
2) Формирование сов. ВМФ, созданное 27.6.1931 из Мор. сил Каспийского моря. К июню 1941 в её составе находились 5 канонерских лодок, 4 катера, отд. береговая арт. батарея, 12 самолётов, радиорота Войск наблюдения, оповещения и связи и ряд береговых частей. С начала Вел. Отеч. войны К. в. ф. обеспечивала экономич. и воинские мор. перевозки. В авг. 1941 на её кораблях были переброшены в Иран сов. войска. В Московской битве 1941–42 участвовала сформированная из личного состава флотилии 75-я отд. мор. стрелк. бригада, ставшая впоследствии 3-й гв. мор. стрелк. бригадой. В авг. 1942 К. в. ф. включена в состав действующих сил ВМФ. К этому времени её боевой состав был увеличен до 40 боевых кораблей и катеров, которые сопровождали транспорты, осуществляли боевое траление, выполняли задачи ПВО в зоне своей ответственности и др. Всего за 1942–43 было перевезено 21 млн. т нефтепродуктов и ок. 3 млн. т др. грузов. К 1943 в К. в. ф. насчитывалось 175 кораблей. Особенно большое значение деятельность флотилии имела в период Сталинградской битвы 1942–43 и Битвы за Кавказ 1942–43. За боевые заслуги К. в. ф. в 1945 была награждена орденом Красного Знамени. После распада СССР был произведён раздел кораблей, др. боевой техники, воен. имущества и береговой инфраструктуры между РФ и Азербайджаном, а в мае 1992 К. в. ф. была образована уже в составе ВМФ РФ (гл. база – в г. Астрахань).
Командующие К. в. ф. (с 1931): Ф. С. Аверичкин (1931–32), Г. И. Левченко (1932–33), Г. П. Киреев (1933), Д. П. Исаков (1933–38), А. Г. Головко (1938–39), контр-адм. Ф. С. Седельников (1939–44), контр-адм. Ф. В. Зозуля (1944–46), адм. С. Г. Кучеров (1946–51), контр-адм. А. В. Кузьмин (1951–55 и 1956–60), контр-адм. С. Е. Чурсин (1955), контр-адм. Г. Г. Олейник (1955–56 и 1960–67), контр-адм. Г. К. Чернобай (1967–71), контр-адм. Я. М. Куделькин (1971–73), контр-адм. Л. Д. Рябцев (1973–77), вице-адм. Г. Г. Касумбеков (1977–84), контр-адм. В. В. Толкачёв (1984–87), вице-адм. В. Е. Ляшенко (1987–91), контр-адм. Б. М. Зимин (1991–96), вице-адм. В. В. Масорин (1996–2001), контр-адм. Ю. В. Старцев (2002–2004), контр-адм. В. П. Кравчук (с 2005).