Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЛИА́Н КЛАВДИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 347-348

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Е. Кузнецов

ЭЛИА́Н Клав­дий (Αἰλιανὸς Κλαύδιος) (2-я пол. 2 в., Пре­нес­та, ны­не Па­ле­ст­ри­на, Ла­цио, Ита­лия – нач. 3 в.), греч. пи­са­тель, пред­ста­ви­тель со­фис­ти­ки вто­рой. Крат­кие био­гра­фии Э. со­хра­ни­лись в «Жиз­не­опи­са­ни­ях со­фис­тов» Фла­вия Фи­ло­ст­ра­та (см. Фи­ло­ст­ра­ты) и в Су­де, но они не по­зво­ля­ют ус­та­но­вить с точ­но­стью его про­ис­хо­ж­де­ние и вре­мя жиз­ни. По­лу­чил ри­то­рич. об­ра­зо­ва­ние в Ри­ме, од­на­ко пи­сал ис­клю­чи­тель­но на греч. яз. При­об­рёл ре­пу­та­цию вы­даю­ще­го­ся сти­ли­ста и мас­те­ра ат­ти­че­ской про­зы, но от­ка­зал­ся от карь­е­ры со­фис­та и по­свя­тил се­бя «на­уч­ным ис­сле­до­ва­ни­ям» – сбо­ру по­учи­тель­ных ис­то­рич. фак­тов и све­де­ний об уди­ви­тель­ных при­род­ных яв­ле­ни­ях. Най­ден­ная ин­фор­ма­ция бы­ла им из­ло­же­на в ко­рот­ких рас­ска­зах, со­ста­вив­ших два до­шед­ших те­ма­тич. сбор­ни­ка. Сб. «Пё­ст­рая ис­то­рия» («Пё­ст­рые рас­ска­зы», «Ποιϰίλη ‘Ιστορία», 14 кн., со­хра­нил­ся в со­кра­ще­нии) – со­б­ра­ние ис­то­рич. анек­до­тов с вкра­п­ле­ни­ем рас­ска­зов о жи­вот­ных. Сто­бей, со­хра­нив­ший мно­го фраг­мен­тов Э., ис­поль­зо­вал бо­лее пол­ную, воз­мож­но так­же со­кра­щён­ную, вер­сию со­чи­не­ния. В сб. «О жи­вот­ных» («О при­ро­де жи­вот­ных», «Περὶ ζῴων ἰδιότητος», 17 кн. с про­ло­гом и эпи­ло­гом, ок. 800 рас­ска­зов) по боль­шей час­ти по­ка­за­но ра­зум­ное по­ве­де­ние жи­вот­ных; Э. ссы­ла­ет­ся на мно­же­ст­во учё­ных ав­то­ри­те­тов (пре­ж­де все­го на Ари­сто­те­ля), но опи­ра­ет­ся не на пер­во­ис­точ­ни­ки, а на поздней­шие ком­пи­ля­ции. Э. при­бе­гал к «про­сто­му сти­лю», стре­мил­ся к ис­чер­пы­ваю­щей пол­но­те ма­те­риа­ла, но в рас­по­ло­же­нии рас­ска­зов из­бе­гал к.-л. сис­те­мы, сле­дуя прин­ци­пу «пе­ст­ро­ты»; его мо­ра­ли­за­тор­ское от­но­ше­ние к при­ро­де и ис­то­рии не бы­ло свя­за­но с к.-л. фи­лос. док­три­ной и ти­пич­но для эпо­хи. Так­же со­хра­нил­ся сб. «Пись­ма кре­сть­ян» («Де­ре­вен­ские пись­ма», «’Επιστολαὶ ἀγροιϰι­ϰαί», ве­ро­ят­но, в со­кра­щён­ном ви­де; со­кра­щён­ный рус. пер. 1964). На рус. яз. пе­ре­во­ды со­чи­не­ний Э. поя­ви­лись в 18 в.

Соч.: Opera, graece et latine / Rec. R. Hercher. P., 1858; Пе­ст­рые рас­ска­зы. М.; Л., 1963; [В кн.:] Па­мят­ни­ки позд­не­го ан­тич­но­го ора­тор­ско­го и эпи­сто­ляр­но­го ис­кус­ст­ва II–V в. М., 1964; Historical miscellany / Ed. by N. G. Wilson. L.; Camb. (Mass.), 1997.

Лит.: Smith S. D. Man and animal in Severan Rome: The literary imagination of Cl. Aelianus. Camb., 2014.

Вернуться к началу