Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАМА́ЙО ФРАНС

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 616

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ф. Надъярных

ТАМА́ЙО (Tamayo) Франс (28.2.1879, Ла-Пас – 29.7.1956, там же), бо­ли­вий­ский по­эт, по­ли­тич. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье ди­пло­ма­та из кре­оль­ской ари­сто­кра­тии; мать – ин­де­ан­ка. По­лу­чил до­маш­нее об­ра­зо­ва­ние, слу­шал лек­ции в Сор­бон­не. Один из ос­но­ва­те­лей Ра­ди­каль­ной пар­тии Бо­ли­вии (1944). Де­бю­ти­ро­вал по­этич. сб-ком «Оды» («Odas», созд. к 1895, изд. в 1898) в рус­ле шко­лы «Пар­на­са». Ран­нее по­этич. твор­че­ст­во Т., от­ме­чен­ное влия­ни­ем не­оклас­си­циз­ма, от­ли­ча­ют ме­та­фо­ризм, афо­ри­стич­ность, по­вы­шен­ное вни­ма­ние к ми­фо­ло­гии: сб-ки «Из­ре­че­ния о жиз­ни, ис­кус­ст­ве и нау­ке» («Proverbios sobre la vida, el arte y la ciencia», 1905), «Но­вые из­ре­че­ния» («Nuevos proverbios», 1922); ли­рич. тра­ге­дия «Про­ме­теи­да, или Океа­ни­ды» («La Prometheida o las Oceánides», 1917) и др. Твор­че­ст­во 1920–40-х гг., про­ни­зан­ное раз­мыш­ле­ния­ми о бо­ли­вий­ской са­мо­быт­но­сти, ис­пы­та­ло воз­дей­ст­вие аван­гар­диз­ма; для не­го ха­рак­тер­но стрем­ле­ние к син­те­зу зап. и вост. по­этич. форм, мо­ти­вов, сю­же­тов: по­этич. сб-ки «Но­вые ру­баи» («Los nuevos ru­bayat», 1927), «Скер­цо» («Scherzos», 1932), «Гре­че­ские эпи­грам­мы» («Epigra­mas griegos», 1945) и др. Ши­ро­кую по­пу­ляр­ность сни­ска­ла кн. «Со­тво­ре­ние на­цио­наль­ной пе­да­го­ги­ки» («Creación de la pedagogía na­cio­nal», 1910), во мно­гом спо­соб­ст­во­вав­шая фор­ми­ро­ва­нию ин­ди­хе­низ­ма.

Соч.: [В кн.:] По­эзия Ла­тин­ской Аме­ри­ки. М., 1975; Obra escogida. Caracas, 1979.

Лит.: Martínez Salguero J. Tamayo, el hombre y la obra. La Paz, 1991; Bailey Gutiérrez A. K. F. Tamayo: mito y tragedia. La Paz, 2010.

Вернуться к началу