Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ЙХЛИН ИОГАНН

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 357

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Стрельникова

РЕ́ЙХЛИН (Reuchlin) Ио­ганн (29.1.1455, Пфорц­хайм – 30.6.1522, Штут­гарт), нем. гу­ма­нист, фи­ло­лог, пи­са­тель. Обу­чал­ся в ун-тах Фрай­бур­га, Ба­зе­ля, Ор­леа­на, Тю­бин­ге­на (1470–81). В ка­че­ст­ве со­ветни­ка-юри­ста на служ­бе нем. гер­цо­гов и кур­фюр­стов (в Вюр­тем­бер­ге, Гей­дель­бер­ге) со­вер­шил ди­пло­ма­тич. по­езд­ки в Ита­лию, где сбли­зил­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми Пла­то­нов­ской Ака­де­мии (Дж. Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла и др.). В 1520–22 проф. ун-тов Ин­голь­штад­та, Тю­бин­ге­на. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков ев­роп. геб­раи­сти­ки. Со­ста­вил евр. грам­ма­ти­ку со сло­ва­рём («De rudimentis Hebraicis», 1506), изу­чал каб­ба­лу (трак­та­ты «De ver­bo mirifico», 1494; «De arte cabba­li­sti­ca», 1517), пе­ре­во­дил от­рыв­ки из Вет­хо­го За­ве­та с др.-евр. ори­ги­на­ла, усом­нив­шись в точ­но­сти об­ще­при­ня­то­го лат. пе­ре­во­да Биб­лии (Вуль­га­ты). Рас­смат­ри­вал эзо­те­рич. сущ­ность каб­ба­лы в свя­зи с ан­тич­ной ну­ме­ро­ло­ги­ей, пла­то­низ­мом и но­во­пи­фа­го­рей­ской шко­лой, ус­та­нав­ли­вал бли­зость каб­ба­ли­стич. уче­ния хри­сти­ан­ско­му мис­ти­циз­му. Яв­ля­ясь зна­то­ком клас­сич. фи­ло­ло­гии, пе­ре­вёл с др.-греч. яз. на ла­тин­ский про­из­ве­де­ния Ксе­но­фон­та, Лу­киа­на, речь Де­мос­фе­на; со­ста­вил лат. сло­варь («Vocabularius bre­vil­o­quus», 1478). Дея­тель­ность Р. по изу­че­нию и за­щи­те Тал­му­да и каб­ба­лы вы­зва­ла кри­ти­ку боль­шой груп­пы кёльн­ских свя­щен­ни­ков и тео­ло­гов. Свой про­тест про­тив унич­то­же­ния евр. ре­лиг. книг Р. вы­ра­зил в соч. «Глаз­ное зер­ка­ло» («Augenspiegel», 1511). В 1514 опуб­ли­ко­вал сб-к, со­сто­яв­ший из вы­сту­п­ле­ний со­ли­да­ри­зи­ро­вав­ших­ся с ним гу­ма­ни­стов, – «Пись­ма зна­ме­ни­тых лю­дей» («Clarorum virorum epistolae», 1514). Тео­ло­гич. по­ле­ми­ка пре­вра­ти­лась в спор о сво­бо­де мыс­ли учё­но­го, ко­то­рый ини­ции­ро­вал по­яв­ле­ние зна­ме­ни­той са­ти­рич. кни­ги-мис­ти­фи­ка­ции «Пись­ма тём­ных лю­дей» (1515 и 1517), на­пи­сан­ной сто­рон­ни­ка­ми Р. в его под­держ­ку и в за­щи­ту гу­ма­ни­стич. ми­ро­воз­зре­ния. Был осу­ж­дён Ва­ти­ка­ном, хо­тя Ре­фор­ма­ции не при­нял. Р. из­вес­тен так­же как ав­тор са­ти­рич. ко­ме­дий на лат. яз. «Хен­но» («Henno», 1497) и «Сер­гий» («Sergius», ок. 1500), ко­то­рые ста­ли важ­ным эта­пом в раз­ви­тии нем. те­ат­ра.

Соч.: Briefwechsel. Tüb., 1875.

Лит.: Geiger L. J. Reuchlin, sein Leben und seine Werke. Lpz., 1871; Brod M. J. Reuchlin und sein Kampf. Stuttg., 1965.

Вернуться к началу