ПАЛЕСТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАЛЕСТИ́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, литература палестинцев. До сер. 20 в. представляла собой часть общеарабской лит-ры (см. в ст. Арабо-мусульманская культура). Развитию П. л. во многом способствовало зарождение нац. прессы. В 1908 возник первый лит. ж. «ан-Нафаис аль-Асрийя», издававшийся Х. Бейдасом, основоположником палестинской новеллы (сб. «Размышления», 1924) и переводчиком рус. лит-ры. В 1935 новеллист М. Сейф ад-Дин аль-Ирани основал лит. ж. «аль-Фаджр». В 1920–30-е гг. выступили прозаики Н. Сидки, И. аль-Хусейни, поэты И. Тукан, И. Махмуд. Поэт Абу Сальма создал в 1930-е гг. в Иерусалиме «Ассоциацию пера» – первую просветительскую организацию на территории Палестины. Для поэзии этого периода характерен постепенный отход от канонов классич. араб. стиха; первую касыду, написанную свободным стихом, сочинил в 1932 М. И. аль-Нашашиби. В 1920-е гг. зарождается драматургия [политич. пьесы Д. Бахри «Любимая страна» (1923, Каир) и др.].
С началом нац.-освободит. борьбы «литературу плача» 1950-х – нач. 1960-х гг., проникнутую пессимистич. настроениями, сменила «литература сопротивления». В новеллистике С. Аззам наиболее объёмно воссоздан портрет палестинца с момента утраты родины до арабо-израильской войны 1967: сб. рассказов «Вещицы» (1954), «Часы и человек» (1963) и др. Известность получило творчество В. Раббаха (сб. рассказов «Дневник бойца Сопротивления», 1970), Р. Абу Шавира (сб. рассказов «В память о прожитых днях», 1970; повесть «Дни любви и смерти», 1973), Т. Файяда (пьеса «Дом безумия», 1974; сб. рассказов «Клоун», 1977), М. Шукейра (сб. рассказов «Палестинский мальчик», 1977), Я. Яхлюфа (роман «Красные цветы на мостовой революции», 1979) и др. В 1972 основан Всеобщий союз палестинских писателей и журналистов; в 1981 учреждён лит.-худож. ж. «аль-Кармаль».
В нач. 1980-х гг. П. л. вновь обращается к теме героич. сопротивления; для неё становятся характерными гражданственная и воен.-патриотич. тематика, обострённое чувство историч. момента (поэты Т. Зияд, С. аль-Касим, М. Бсису). Заметным явлением стало творчество поэтов С. Фараджа, аль-Мутаваккила Таха, Д. Кавара, Д. аль-Вахиди; прозаиков И. Насруллы (роман «Больная пустыня», 1985), С. Халифы, а также представителей молодого поколения (А. Од, И. Газзави).
С 1987, когда Палестинское движение сопротивления снова вошло в активную фазу, в поэзии возобладала тема борьбы за создание независимого палестинского государства. Знаменем борьбы палестинского народа стала поэзия М. Дарвиша, которую отличает пронзительная тоска по родине, боль за судьбу народа-изгнанника (эпич. поэма «Джидария», 2000, и др.).
Среди писателей-эмигрантов наибольшее признание снискали Г. Канафани (ему принадлежит термин «литература сопротивления»), поэтесса Ф. Тукан, публицист А. Ваддах аль-Амири; широкую известность получили произведения И. Джабра. Проблемам ассимиляции палестинских эмигрантов в Европе посвящён роман И. Суса «Вдали от Иерусалима» (1986, на франц. яз.). Эмигрантская поэзия представлена творчеством М. аль-Асаада, У. аль-Ашкара, Ю. Абд аль-Азиза, Азз ад-Дина аль-Мунасыра, М. аль-Баргути, А. Дахбура, Т. Сакирка, З. аль-Куса, Ф. Диба (сб. «Цветы мёртвых не воскресят», 2006).