НИМА́ ЮШИДЖ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИМА́ Юшидж (псевд.; наст. имя Али Эсфендяри) [1897(?), селение Юш, пров. Мазендеран – 6.1.1960, Тегеран], перс. поэт, лит. критик. Детство провёл среди кочевников. После переезда в Тегеран (ок. 1908) учился в медресе, окончил франц. школу Сен-Луи (ок. 1917). Испытал влияние П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме. В 1931–33 работал учителем; в 1938–41 – в ж. «Мусики» («Музыка»).
Дебютировал поэмой «Поэма о поблёкшем» («Кессейе рангпариде», 1921), навеянной творчеством Джалала ад-Дина Руми. Известность принесла романтич. поэма о первой любви «Сказка» («Афсане», 1-я ред. – 1921; 2-я ред. – 1950). К раннему периоду творчества относится также поэма «Семья солдата» («Ханевадейе сарбаз», 1925) о жизни крестьянской семьи в период 1-й мировой войны.
Н. ввёл «свободный» аруд, в котором нормы классич. стихосложения применялись более произвольно, что способствовало ритмико-интонац. разнообразию, а также разработал новую систему изобразит. средств («бафте тазе», букв. – «новое плетение»). Первым воплощением новых принципов стало стих. «Феникс» («Гогнус», 1936), оказавшее заметное влияние на поэтов-новаторов 2-й пол. 20 в. (С. Кесраи, Н. Надерпур и др.). Наиболее значит. лирич. стихотворения Н. относятся к нач. 1940-х гг.: «Льётся лунный свет…» («Митаравад махтаб…»), «Птица печали» («Морге гам»), «О, люди!» («Эй, адамха!»). Манифестом «новой поэзии» («ше’ре ноу») стала статья Н. «Два письма» («До наме», 1946), в которой он теоретически обосновал реформу стиха, сформулировав цели и задачи совр. поэзии. Автор сборника лит.-критич. статей «Цена чувств» («Арзеше эхсасат», 1956). Последнее крупное произведение – филос. поэма «Манели» (1957) на сюжет нар. япон. сказки о рыбаке и его возлюбленной – русалке. Творчество Н. совмещает в себе черты романтич. и реалистич. эстетики, а также элементы разл. модернистских стратегий (экзистенциализма, сюрреализма и др.).