МУРАВЬЁВ МИХАИЛ НИКИТИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУРАВЬЁВ Михаил Никитич [25.10(5.11).1757, Смоленск – 29.7(10.8).1807, С.-Петербург], рус. поэт, гос. деятель, тайн. сов. (1800). Из рода Муравьёвых. Отец Н. М. Муравьёва. В 1768–69 учился в гимназии при Моск. ун-те, был принят в ун-т; с февр. 1770, прервав обучение из-за переезда отца, жил в Архангельске, потом в Вологде, занимался переводами лат. и франц. авторов. С 1772 служил в л.-гв. Измайловском полку в С.-Петербурге, познакомился с В. И. Майковым, М. М. Херасковым и др., выпустил три сб-ка своих стихов («Басни», «Переводные стихотворения», оба 1773, «Оды», 1775). В дек. 1776 принят в Вольное российское собрание при Моск. ун-те; входил в лит. кружок Н. А. Львова и Г. Р. Державина. В 1785–95 воспитатель будущего имп. Александра I и вел. кн. Константина Павловича, которым преподавал нравственную философию, рус. историю и словесность (в 1796 вышла составленная из учебных материалов кн. М. «Опыты истории, письмен и нравоучения»). Сенатор (с 1801), статс-секретарь по принятию прошений на Высочайшее имя (с 1801). Товарищ министра нар. просвещения и чл. Гл. правления училищ (1802–07), попечитель Моск. ун-та (1803–07). Действия М. были направлены на повышение уровня университетского преподавания и обществ. положения учёных. Один из авторов устава рос. императорских ун-тов 1804 (см. в ст. Университетские уставы) и Утвердительной грамоты Моск. ун-та, последовательно проводил принципы университетской автономии, свобод преподавания и науч. исследования. Д. чл. Рос. академии (1804). В 1804–05 при поддержке М. в Моск. ун-те открывались учёные общества с широкой науч. и просветительской программой – Общество истории и древностей российских, Московское общество испытателей природы и др.; инициатор издания еженедельных «Московских учёных ведомостей» (1805–07).
Поэзия М. носит эксперим. характер; он один из преобразователей рус. лирики, предвосхитивший открытия сентименталистов и романтиков. С сер. 1770-х гг. стихотворения М. перестают укладываться в рамки классицистич. жанров: «Ночь» (1776), «Роща» (1778) – первые образцы психологич. лирики, где пейзаж подчинён господствующей эмоции; «Сожаление младости» (1780) проникнуто настроениями, характерными для романтич. элегии; «Неверность» (1781) и «Болеслав, король польский» (1780) предваряют романтич. балладу в двух её разновидностях – «русской» и «европейской». М. поэтизирует частную жизнь, при этом сосредоточен не на быте, а на «жизни души», устремлённой к идеалам добра и красоты и впадающей порой в уныние от собственного несовершенства (отсюда постоянные сетования об угасании дарования). Его «чувства» неотделимы от размышлений, восторженность и разочарованность сдерживаются иронией, самоуглублённость – признанием прав «общества» над человеком. М. стал и одним из основоположников рус. «лёгкой поэзии», сформулировав её принципы в программном «Послании о лёгком стихотворении к А. М. Бр<янчининову>» (1783); самое знаменитое его стихотворение в этом роде – «Богине Невы» (1794). Среди прозаич. сочинений М.: «Дщицы для записывания» (1778) – дневниковые заметки, сочетающие лирические, филос. и лит.-критич. высказывания; повесть в форме дневника «Обитатель предместия» (1790), повесть в духе Оссиана «Оскольд» (опубл. в 1810; не завершена) и др. В 1810 Н. М. Карамзин издал прозаич. произведения М. В 1819–20 вышло «Полное собрание сочинений» М., которое подготовили В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков (племянник М.) и П. А. Вяземский, испытавшие значит. влияние творчества поэта.