МАНИПУ́РИ ЛИТЕРАТУ́РА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАНИПУ́РИ ЛИТЕРАТУ́РА, лит-ра на манипурском языке, одна из литератур Юж. Азии; развивается в инд. штате Манипур и в манипурской диаспоре, гл. обр. в Бангладеш.
На яз. манипури существовала богатая устная словесность (ритуальная поэзия, любовная лирика и др.), частично сохранившаяся до наших дней [напр., эпос «Воплощения из Мойранга» («Мойранг сайон»)]. В 18 в. произошла индуизация культуры Манипура: раджа Памхейба (по прозвищу Гариб-ниваз – «Защитник бедных») под влиянием проповедников из Бенгалии и Ассама сделал гос. религией бенгальский вишнуизм (в версии Чайтаньи), запретил поклонение прежним богам и, согласно преданию, публично сжёг св. 100 старинных книг. Среди дошедших до нас памятников ранней М. л. – «Следы Пантхоиби» («Пантхоиби-кхонгул», 17 в.), прозаич. повествование о женщине, презревшей обычаи ради свободы. В 18–19 вв. появились переводы и переложения с санскрита и бенг. языка «Махабхараты» (и отдельно – «Бхагавадгиты»), «Рамаяны», «Бхагавата-пураны» и др. пуран. Вплоть до 19 в. составлялись офиц. придворные летописи, наиболее известная из которых – «Царская летопись» («Чейтхарол кумпапа»). После подчинения Манипура брит. власти (1891) М. л. развивалась под влиянием европ. культуры. Создателями новой М. л. стали: Ламабам Камал Сингх – автор романа «Мадхави» (1930), который считается первым совр. романом в М. л., и сб-ка стихотворений «Гирлянда» (1931), признанного классич. произведением совр. поэзии манипури; Кхвайракпам Чаоба Сингх, поэт, эссеист и прозаик, прославившийся историч. романом «Лавангалата» (1940); Хиджам Ангангхал Сингх, автор романа «Джахера» (ок. 1930) о любви юноши-индуса и девушки-мусульманки и эпической «Поэмы о Кхамба и Тхоиби» (1940; на сюжет из «Воплощений из Мойранга»), ставшей нац. эпосом манипурцев. Среди поэтов 1-й пол. 20 в. – известный политич. деятель Хиджам Иработ Сингх (сб. «Поклонение матери», соч. 1940-х гг., издан в 1987). После обретения независимости (1947) и вхождения Манипура в состав Индии (1949) произошёл резкий разрыв с прошлым и расширение горизонтов культуры. Эти процессы нашли отражение прежде всего в поэзии сер. – 2-й пол. 20 в. (Элангбам Нилаканта Сингх, Лайшрам Самарендра Сингх, Нонгтхомбам Шрибирен и др.). Крупнейшим романистом этого периода стал Лойтонгбам Пача Мейтей («Глухой старик», 1969). В это же время развивается жанр рассказа (Хиджам Гуно Сингх, М. К. Бинодини Деви, Н. Кунджамохан Сингх и др.); широко переводятся классич. произведения мировой лит-ры (в частности, русской). Заметное место в М. л. 20 в. занимает драматургия (Арамбам Дорендраджит Сингх, Г. Ч. Тонгбра, Арамбам Самарендра Сингх и др.). Совр. М. л. отражает сложные проблемы интеграции Манипура в полиэтнич. и мультикультурную Республику Индия.