Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАНИПУ́РИ ЛИТЕРАТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 10

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. Д. Серебряный

МАНИПУ́РИ ЛИТЕРАТУ́РА, лит-ра на ма­ни­пур­ском язы­ке, од­на из ли­те­ра­тур Юж. Азии; раз­ви­вается в инд. шта­те Ма­ни­пур и в ма­ни­пур­ской ди­ас­по­ре, гл. обр. в Банг­ла­деш.

На яз. ма­ни­пу­ри су­ще­ст­во­ва­ла бо­га­тая уст­ная сло­вес­ность (ри­ту­аль­ная по­эзия, лю­бов­ная ли­ри­ка и др.), час­тич­но со­хра­нив­шая­ся до на­ших дней [напр., эпос «Во­пло­ще­ния из Мой­ран­га» («Мой­ранг сай­он»)]. В 18 в. про­изош­ла ин­дуи­за­ция куль­ту­ры Ма­ни­пу­ра: рад­жа Пам­хей­ба (по про­зви­щу Га­риб-ни­ваз – «За­щит­ник бед­ных») под влия­ни­ем про­по­вед­ни­ков из Бен­га­лии и Ас­са­ма сде­лал гос. ре­ли­ги­ей бен­галь­ский виш­ну­изм (в вер­сии Чай­та­ньи), за­пре­тил по­кло­не­ние преж­ним бо­гам и, со­глас­но пре­да­нию, пуб­лич­но сжёг св. 100 ста­рин­ных книг. Сре­ди до­шед­ших до нас па­мят­ни­ков ран­ней М. л. – «Сле­ды Пант­хои­би» («Пант­хои­би-кхон­гул», 17 в.), про­за­ич. по­ве­ст­во­ва­ние о жен­щи­не, пре­зрев­шей обы­чаи ра­ди сво­бо­ды. В 18–19 вв. по­яви­лись пе­ре­во­ды и пе­ре­ло­же­ния с сан­ск­ри­та и бенг. язы­ка «Ма­хаб­ха­ра­ты» (и от­дель­но – «Бха­га­ва­дги­ты»), «Ра­ма­я­ны», «Бха­га­ва­та-пу­ра­ны» и др. пу­ран. Вплоть до 19 в. со­став­ля­лись офиц. при­двор­ные ле­то­пи­си, наи­бо­лее из­вест­ная из ко­то­рых – «Цар­ская ле­то­пись» («Чейт­ха­рол кум­па­па»). По­сле под­чи­не­ния Ма­ни­пу­ра брит. вла­сти (1891) М. л. раз­ви­ва­лась под влия­ни­ем ев­роп. куль­ту­ры. Соз­да­те­ля­ми но­вой М. л. ста­ли: Ла­ма­бам Ка­мал Сингх – ав­тор ро­ма­на «Мад­ха­ви» (1930), ко­то­рый счи­та­ет­ся пер­вым совр. ро­ма­ном в М. л., и сб-ка сти­хо­тво­ре­ний «Гир­лян­да» (1931), при­знан­но­го клас­сич. про­из­ве­де­ни­ем совр. по­эзии ма­ни­пу­ри; Кхвай­рак­пам Чао­ба Сингх, по­эт, эс­се­ист и про­за­ик, про­сла­вив­ший­ся ис­то­рич. ро­ма­ном «Ла­ван­га­ла­та» (1940); Хид­жам Ан­ганг­хал Сингх, ав­тор ро­ма­на «Джахе­ра» (ок. 1930) о люб­ви юно­ши-ин­ду­са и де­вуш­ки-му­суль­ман­ки и эпи­чес­кой «По­эмы о Кхам­ба и Тхои­би» (1940; на сю­жет из «Во­пло­ще­ний из Мой­ран­га»), став­шей нац. эпо­сом ма­ни­пур­цев. Сре­ди по­этов 1-й пол. 20 в. – из­вест­ный по­ли­тич. дея­тель Хид­жам Ира­бот Сингх (сб. «По­кло­не­ние ма­те­ри», соч. 1940-х гг., из­дан в 1987). По­сле об­ре­те­ния не­за­ви­си­мо­сти (1947) и вхо­ж­де­ния Ма­ни­пу­ра в со­став Ин­дии (1949) про­изо­шёл рез­кий раз­рыв с про­шлым и рас­ши­ре­ние го­ри­зон­тов куль­ту­ры. Эти про­цес­сы на­шли от­ра­же­ние пре­ж­де все­го в по­эзии сер. – 2-й пол. 20 в. (Элан­гбам Ни­ла­кан­та Сингх, Лайш­рам Са­ма­рен­д­ра Сингх, Нонг­т­хом­бам Шри­би­рен и др.). Круп­ней­шим ро­ма­ни­стом это­го пе­рио­да стал Лой­тон­гбам Па­ча Мей­тей («Глу­хой ста­рик», 1969). В это же вре­мя раз­ви­ва­ет­ся жанр рас­ска­за (Хид­жам Гу­но Сингх, М. К. Би­но­ди­ни Де­ви, Н. Кунд­жа­мо­хан Сингх и др.); ши­ро­ко пе­ре­во­дят­ся клас­сич. про­из­ве­де­ния ми­ро­вой лит-ры (в ча­ст­но­сти, рус­ской). За­мет­ное ме­сто в М. л. 20 в. за­ни­ма­ет дра­ма­тур­гия (Арам­бам До­рен­д­рад­жит Сингх, Г. Ч. Тон­гб­ра, Арам­бам Са­ма­рен­д­ра Сингх и др.). Совр. М. л. от­ра­жа­ет слож­ные про­бле­мы ин­те­гра­ции Ма­ни­пу­ра в по­ли­эт­нич. и муль­ти­куль­тур­ную Рес­пуб­ли­ку Ин­дия.

Изд.: Panthoibi Khongkul / Ed. M. Ch. Singh. Imphal, 1963; Hijam Anganghal Singh. Jahera. New Delhi, 2004; Court chronicle of the kings of Manipur: the Cheitharon Kumpapa. L., 2005. Vol. 1.

Лит.: Khelchandra S. N. Ariba Manipuri Sahi­t­yagi Itihas. Imphal, 1969; Manipur, past and present / Ed. N. Sanajaoba. Delhi, 1988. Vol. 2; Singh M. Ch. A history of Manipuri li­te­rature. New Delhi, 2003.

Вернуться к началу