ЛЕСА́МА ЛИ́МА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЕСА́МА ЛИ́МА (Lezama Lima) Хосе (19.12.1910, Гавана – 9.8.1976, там же), кубин. писатель, публицист. Родился в семье высокопоставленного исп. военного (полковника артиллерии, ректора воен. академии) и креолки. Окончил юридич. ф-т Гаванского ун-та (1938). В студенч. годы принимал участие в революц. движении против диктатуры, печатался в прессе. Издавал ряд журналов, самый известный – «Orígenes» («Истоки», 1944–56), вокруг которого сплотилась группа интеллектуалов, пытавшихся возродить подлинное кубин. самосознание в противовес офиц. пропаганде и возраставшему амер. влиянию. На формирование стиля Л. Л. решающее влияние оказала культура барокко, которую он, подобно А. Карпентьеру, считал наиболее адекватным способом выражения кубин. (и шире – лат.- амер.) сознания. Поэтич. дебют Л. Л. – поэма «Смерть Нарцисса» («Muerte de Narciso», 1937), насыщенная сложной мифологич. образностью и языковыми экспериментами в духе сюрреализма; в ней была заявлена гл. тема творчества Л. Л. – «столкновение культур» как основа кубин. нац. своеобразия. Поэтич. сб-ки «Ропот чуждый» («Enemigo rumor», 1941; в рус. пер. – «Враг мой эхо», 1988), «Приключения украдкой» («Aventuras sigilosas», 1945), «Запечатлённость» («La fijeza», 1949), «Даритель» («Dador», 1960) проникнуты порывом к трансцендентному, стремлением пересмотреть традиц. воззрения на устоявшийся порядок вещей (в т. ч. и на грамматич. норму). В сб-ках эссе «Часоцветия» («Analecta del reloj», 1953), «Самовыражение Америки» («La expresión americana», 1957), «Гаванские записки» («Tratados en La Habana», 1958), «Зачарованная величина» («La cantidad hechizada», 1970) Л. трактовал поэзию как царство метафоры, которая отражает хаос и космос как два равноправных начала мира и вскрывает неочевидные для разума связи между вещами и предметами. Представление о слове как способе творения новой реальности характерно для получившего мировую известность романа «Рай» («Paradiso», 1966), а также для его продолжения – романа «Оппиано Ликарио» («Oppiano Licario», изд. 1977), в которых Л. Л. продемонстрировал невозможность рационального постижения нац. характера и образа жизни кубинцев.