Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОЦЮБИ́НСКИЙ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 528

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Я. Барабаш

КОЦЮБИ́НСКИЙ Ми­ха­ил Ми­хай­ло­вич [5(17).9.1864, Вин­ни­ца – 12(25).4.1913, Чер­ни­гов], укр. пи­са­тель. В 1880 окон­чил ду­хов­ную се­ми­на­рию в г. Шар­го­род; в том же го­ду сбли­зил­ся с на­ро­до­воль­ца­ми, за связь с ко­то­ры­ми был под­верг­нут аре­сту (1882). Ра­бо­тал до­маш­ним учи­те­лем; в 1891 сдал эк­за­ме­ны на зва­ние нар. учи­те­ля. В 1892–97 ра­бо­тал в ко­мис­сии по борь­бе с фил­лок­се­рой (Бес­са­ра­бия, Крым). С 1898 К. жил в Чер­ни­го­ве; слу­жил чинов­ни­ком в упра­ве. Вы­ез­жал на ле­чение в Ев­ро­пу; в Ита­лии не­од­но­крат­но жил на о. Ка­при у М. Горь­ко­го (1909–1912). Пе­ча­тал­ся с 1890. В 1890-е гг. пи­сал кни­ги для де­тей: «Ха­ри­тя», «Ёлоч­ка» («Ялин­ка», обе 1891), «Ма­лень­кий греш­ник» (1893) и др.; по­вес­ти и рас­ска­зы со­ци­аль­но-кри­тич. со­дер­жа­ния, по­свя­щён­ные жиз­ни молд., тат., польск., евр. кре­сть­ян и ра­бо­чих: «На ве­ру» («На вiру», 1890), «Пя­ти­злот­ник» (1892), «Це­по­вяз» («Ціпов’яз», 1893), «Для об­ще­го до­б­ра» («Для за­галь­но­го до­б­ра», 1896), «Отом­стил» («Пом­стив­ся», 1894), «В се­тях шай­та­на» («В пу­тах шай­та­на», 1899), «Он идёт» («Вiн iде», 1906), «Де­бют» (1909). С нач. 1900-х гг. от­да­вал пред­поч­те­ние уг­луб­лён­ной пси­хо­ло­гич. но­вел­ле (ми­ниа­тю­ре), вы­сту­пил как ре­фор­ма­тор укр. про­зы [«Fata morgana» (ч. 1–2, 1904–10), «Смех» («Смiх», 1906), «В до­ро­ге» («В дорозi», 1907), «Persona grata» (1908), «По­да­рок на име­ни­ны» («По­да­ру­нок на іме­ни­ни»), «Ко­ни не ви­но­ва­ты» («Конi не виннi», оба про­из­ве­де­ния 1912)], при­вер­же­нец эк­зи­стен­ци­аль­ной про­бле­ма­ти­ки [«Цвет яб­ло­ни» («Цвiт яблунi», 1902), «Ку­кол­ка» («Ля­леч­ка», 1903), «В греш­ный мир» («У грiшний свiт», 1905), «Intermezzo» (1909)]. В по­эти­ке про­из­ве­де­ний К. это­го пе­рио­да ощу­ти­мо влия­ние им­прес­сио­низ­ма; ми­фо­по­этич. на­ча­ло про­яви­лось в на­сы­щен­ной эт­но­гра­фич. ма­те­риа­лом по­вес­ти из жиз­ни гу­цу­лов «Те­ни за­бы­тых пред­ков» («Тiнi за­бу­тих предкiв», 1912, эк­ра­ни­за­ция С. И. Па­ра­джа­но­ва, 1964). Поч­ти все со­чи­не­ния К. бы­ли пе­ре­ве­де­ны на рус. яз. при жиз­ни ав­то­ра (с 1899). Ли­те­ра­тур­но-ме­мо­ри­аль­ные му­зеи К. от­кры­ты в Вин­ни­це (1927) и Чер­ни­го­ве (1934).

Соч.: Собр. соч. М., 1965. Т. 1–2; Тво­ри. Київ, 1973–1975. Т. 1–7.

Лит.: Куз­не­цов Ю. По­ети­ка про­зи М. Ко­цюбинсь­ко­го. Київ, 1989; М. Ко­цю­бинсь­кий. Бiб­лioграфiчний по­каж­чик. Київ, 1964.

Вернуться к началу