КАРАЧА́ЕВО-БАЛКА́РСКИЙ ЯЗЫ́К
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРАЧА́ЕВО-БАЛКА́РСКИЙ ЯЗЫ́К (устар. – горско-татарский, горско-тюркский, татарско-джагатайский язык), язык карачаевцев и балкарцев. Один из гос. языков Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики. Распространён также в Ср. Азии, Казахстане, Турции и США (за пределами быв. СССР – в карачаевской диаспоре). Общее число говорящих ок. 500 тыс. чел. (2010, оценка), в т. ч. в России ок. 305,4 тыс. чел. (2010, перепись).
К.-б. я. относится к кыпчакской группе тюркских языков. Имеет 2 диалекта – чокающе-жокающий и цокающе-зокающий, которые различаются гл. обр. в фонетике, в меньшей степени – в лексике и морфологии. Чокающе-жокающий диалект сохранил общетюркскую глухую аффрикату «ч» во всех позициях, в цокающе-зокающем ей почти регулярно соответствует аффриката «ц». Аффрикате «дж» и щелевому звонкому «ж» чокающе-жокающего диалекта соответствует аффриката «дз» и щелевой звонкий «з» в цокающе-зокающем. Смычные «б», «п» чокающе-жокающего диалекта в ауслауте переходят в щелевой «ф» в цокающе-зокающем. В последнем сильнее развита губная гармония (см. Сингармонизм).
Морфологич. особенности цокающе-зокающего диалекта: аффикс 1-го лица ед. ч. желательного наклонения -н (-м в чокающе-жокающем); аффикс 3-го лица ед. ч. наст. вр. -ды/-ди редуцирован («барады» > «бара» ‘едет, идёт’); вопросит. аффикс -мы/-ми > -ны/-ни («айтайыны?» ‘можно ли сказать?’).
Для К.-б. я. характерны исчезновение начального й- в некоторых словах (ср. азерб. yaxșı – карачаево-балк. «ахшы» ‘хорошо, хороший’), отсутствие конечного -н в ряде аффиксов (1-е лицо ед. ч. глаголов наст. вр. -ма/-ме, а не -ман/-мен, 2-е лицо ед. ч. -са/-се, а не -сан/-сен; род. п. ед. ч. существительных -ны/-ни, а не -нын/-нин). В лексике заимствования из осет., кабардино-черкес., груз. и рус. языков.
Лит. К.-б. я. сложился с 1920-х гг. на базе чокающе-жокающего диалекта. На К.-б. я. издаётся худож. лит-ра и периодика; выходят теле- и радиопередачи. В Кабардино-Балкарии на нём ведётся преподавание в начальной школе; как предмет его изучают в средней и высшей школе. Письменность в 1924–26 на основе арабской, до 1937 – на основе латинской, затем – рус. графики.