Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СУРАБА́Я

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 440

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. О. Захаров (история), И. С. Иванова

СУРАБА́Я (Surabaya), го­род в Ин­до­не­зии, адм. центр пров. Вост. Ява. Нас. 2813,8 тыс. чел. (2014), вто­рой по чис­лу жи­телей в стра­не, с мно­го­числ. при­го­ро­да­ми (круп­ней­ший – г. Гре­сик; к се­ве­ро-за­па­ду от С.) об­ра­зу­ет аг­ло­ме­ра­цию Боль­шая Су­ра­бая с нас. 6,5 млн. чел. (вхо­дит в со­став мет­ро­по­ли­тен­ско­го ареа­ла Гер­бан­гкер­то­су­си­ла; нас. 9,1 млн. чел.). Рас­по­ло­жен на се­ве­ро-вос­то­ке о. Ява, на по­бе­ре­жье прол. Ма­ду­ра, в дель­те р. Бран­тас. Узел ав­то­мо­биль­ных и же­лез­ных до­рог; со­еди­нён с о. Ма­ду­ра ван­то­вым мос­том Су­ра­ма­ду (2003–09; дли­на 5438 м). Мор. пор­то­вый ком­плекс Танд­жунг-Пе­рак. Ме­жду­нар. аэ­ро­порт Джу­ан­да (16,9 млн. пас­са­жи­ров, 2013; второй по ве­ли­чи­не в Ин­до­не­зии).

Точ­ное вре­мя ос­но­ва­ния С. не­из­вест­но. В 11 в. рай­он С. вхо­дил в Ма­та­рам Ран­ний. По­сле раз­де­ла Ма­та­ра­ма об­ласть С. ста­ла ча­стью цар­ст­ва Джанг­га­ла. Офи­ци­аль­но С. ос­но­ва­на 31.5.1293, ко­гда принц Вид­жая раз­бил мон­го­лов и об­ра­зо­вал Мад­жа­па­хит. С 14 в. круп­ный тор­го­вый центр. В 16 в. сто­ли­ца само­сто­ят. му­сульм. сул­та­на­та. В 1625 за­воё­ва­на Ма­та­ра­мом Позд­ним. В 1743–1942 под вла­стью Ни­дер­лан­дов, ис­клю­чая 1811–16, ко­гда С. вла­де­ли анг­ли­ча­не. В 1942–45 ок­ку­пи­ро­ва­на Япо­ни­ей. С 1945 в со­ста­ве Ин­до­не­зии.

В ис­то­рич. цен­тре С. – ко­ло­ни­аль­ная за­строй­ка 18 – 1-й пол. 20 вв. в рус­ле совр. голл. ар­хи­тек­ту­ры и кит. рай­он с тра­диц. до­ма­ми и хра­ма­ми. Сре­ди др. дос­то­при­ме­ча­тель­но­стей: ме­четь Су­нан-Ам­пел (15 в.; мо­ги­ла ис­лам­ско­го мис­сио­не­ра Су­на­на Ам­пела), ре­зи­ден­ция гу­бер­на­то­ра (1795, пе­ре­строе­на), та­бач­ная фаб­ри­ка «Sampoerna» (1862; ны­не му­зей), ка­то­лич. ц. Св. Ма­рии в сти­ле нео­го­ти­ки (1899), зда­ние ком­па­нии «De Algemeene» (1900–02; арх. Х. П. Бер­ла­ге), гос­ти­ни­ца «Мад­жа­па­хит» (1910; гл. кор­пус в сти­ле ар де­ко, 1936), зда­ния пар­ла­мен­та (1986; ар­хи­тек­то­ры Брод­жо Ба­су­ки, Ами­ен Рой) и Ис­лам­ско­го цен­тра (1988; арх. Сла­мет Ви­ра­сонд­жая) Вост. Явы в сти­ле по­стмо­дер­низ­ма с эле­мен­та­ми ме­ст­но­го зод­че­ст­ва. В С. на­хо­дят­ся так­же ста­туя ца­ря Кер­та­на­га­ры в ви­де Буд­ды Ак­шоб­хьи («Джо­ко До­лок»; 1289) и «Мо­ну­мент ге­ро­ям» (пав­шим в бит­ве за С. в 1945; 1951–52).

Важ­ный об­ра­зо­ва­тель­ный и куль­тур­ный центр. В го­ро­де ок. 70 ву­зов, в т. ч. Ун-т Аир­лан­га (1954; в его со­ста­ве – Ин-т тро­пич. бо­лез­ней), Гос. ун-т С. (1964); Тех­но­ло­гич. ин-т им. 10 Но­яб­ря (1960; один из ве­ду­щих инж. ву­зов стра­ны), По­ли­тех­нич. ин-т элек­тро­ни­ки (1988), По­ли­тех­нич. су­до­строит. ин-т (на­уч.-про­из­водств. ба­за су­до­строит. ком­плек­са «PAL Indonesia»); Во­ен.-мор. ака­де­мия (1951, совр. ста­тус с 1956; гл. учеб­ное за­ве­де­ние ВМС стра­ны). Пуб­лич­ная б-ка. Гос. му­зей Мпу-Тан­ту­лар (1933), Му­зей во­ен.-мор. фло­та (1969) и др. Те­атр ва­янг-оранг (сце­ны из «Ма­хаб­ха­ра­ты» и «Ра­мая­ны»). Еже­год­но про­во­дят­ся фес­ти­ва­ли ис­кусств: тра­диц. вост.-яван­ских тан­цев ремо (в со­про­во­ж­де­нии ор­ке­ст­ра га­ме­лан), нар. дра­мы луд­рук, му­сульм. ри­ту­аль­ных тан­цев хадрах и др. Зоо­парк (1918), ак­ва­парк «Чи­пут­ра».

Фут­боль­ный клуб «Пер­се­бая» (1927) – чем­пи­он (1996–97, 2004, 2013) 1-го ди­ви­зио­на Су­пер­ли­ги Ин­до­не­зии, при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Бунг То­мо» (2010; 55 тыс. мест). Сре­ди др. спор­тив­ных со­ору­же­ний – ста­дио­ны «10 Но­яб­ря» (30 тыс. мест), «Три Дхар­ма» (25 тыс. мест; в г. Гре­сик) и по­ля для голь­фа.

С. – один из наи­бо­лее бы­ст­ро эко­но­ми­че­ски раз­ви­ваю­щих­ся го­ро­дов Ин­до­не­зии. Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг; её ве­ду­щие сек­то­ра: адм., фи­нан­со­вые, транс­порт­но-ло­ги­стич., лич­ные ус­лу­ги, тор­гов­ля, об­ра­зо­ва­ние, ту­ри­стич. биз­нес и об­слу­жи­ва­ние во­ен. объ­ек­тов. В С. раз­ме­ща­ет­ся от­де­ле­ние Ин­до­нез. фон­до­вой бир­жи (1989; совр. ста­тус с 2007). В со­став мор. пор­то­во­го ком­плек­са Танд­жунг-Пе­рак вхо­дят неск. тер­ми­на­лов в С., Гре­си­ке и Па­чи­ра­не (к се­ве­ро-за­па­ду от С.); об­щий гру­зо­обо­рот 58,8 млн. т (2009; вто­рой по ве­ли­чи­не в стра­не), в т. ч. 2,8 млн. кон­тей­не­ров ДФЭ (2012); па­ром­ное со­об­ще­ние с др. пор­та­ми стра­ны. Про­во­дят­ся мно­го­числ. тор­го­во-пром. вы­став­ки-яр­мар­ки. С. – важ­ный ор­га­ни­зац. центр ту­риз­ма Вост. Явы. Близ мор. пор­та С. раз­ме­ща­ет­ся круп­ней­шая ба­за ВМФ и штаб Вост. ко­ман­до­ва­ния ВМС Ин­до­не­зии.

Аг­ло­ме­ра­ция Боль­шая Су­ра­бая – вто­рой по зна­че­нию в стра­не ин­ду­ст­ри­аль­ный аре­ал. Пред­став­лен ши­ро­кий на­бор от­рас­лей пром-сти. Наи­бо­лее круп­ные пред­при­ятия раз­ме­ща­ют­ся в Гре­си­ке. Су­до­строе­ние по­лу­чи­ло раз­ви­тие в при­пор­то­вых пром. зо­нах С. (верфь ком­па­нии «PAL Indonesia») и Гре­сика («Indonesia Marina Shipyard»; обе вы­пус­ка­ют тор­го­вые и во­ен. су­да). Про­из-во элек­тро­тех­нич. и др. обо­ру­до­ва­ния, элек­трон­ной тех­ни­ки и её ком­по­нен­тов, бы­то­вых элек­тро­при­бо­ров, ав­то­ком­плек­тую­щих (в т. ч. в фи­лиа­лах иностр. ком­па­ний). Сре­ди ме­тал­лур­гич. пред­при­ятий – за­во­ды ком­па­ний «Steel Pipe Industry of In­donesia» (сталь­ные тру­бы), «PT Smel­ting» (ра­фи­ни­ров. медь и из­де­лия из неё), «Indal Aluminium Industry» (алю­ми­ние­вый про­кат). Про­из-во сжи­жен­но­го при­род­но­го га­за (ком­па­ния «Perta­mi­na»), то­п­ли­ва из паль­мо­во­го мас­ла и сма­зоч­ных ма­те­риа­лов. Хи­мич. пром-сть пред­став­ле­на пред­при­ятия­ми по вы­пус­ку ми­нер. удоб­ре­ний, из­де­лий из на­ту­раль­но­го кау­чу­ка и по­ли­уре­та­на, шин для ве­ло­си­пе­дов и мо­то­цик­лов, упа­ко­воч­ной плён­ки, ав­то­ком­по­нен­тов из пла­ст­масс; пром-сть стро­ит. ма­те­риа­лов – порт­ланд­це­мен­та, сте­коль­ных и ке­ра­мич. из­де­лий. Сре­ди др. от­рас­лей пром-сти – ме­бель­ная, цел­лю­лоз­но-бу­маж­ная, тек­стиль­ная (вклю­чая про­из-во тек­сти­ля для внутр. от­дел­ки ав­то­мо­биль­ных са­ло­нов), ко­же­вен­но-обув­ная, пи­ще­вку­со­вая (в т. ч. пе­ре­ра­бот­ка ко­фе, ка­као, ры­бы и мо­ре­про­дук­тов).

Вернуться к началу