Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПО́РТСМУТ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 27. Москва, 2015, стр. 195-196

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. А. Белан (история), В. М. Сокольский (экономика, культура и образование), Д. П. Шульгина (архитектура)

ПО́РТСМУТ (Portsmouth), го­род в Ве­ли­ко­бри­та­нии, на юж. по­бе­ре­жье Анг­лии, в граф­ст­ве Хэмп­шир; име­ет ста­тус уни­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Нас. 206,8 тыс. чел. (2012). С ря­дом при­го­ро­дов и г. Са­ут­гемп­тон об­ра­зу­ет ур­ба­ни­зи­ро­ван­ный аре­ал с нас. св. 1,5 млн. чел. Рас­по­ло­жен на сев. по­бе­ре­жье прол. Ла-Манш (центр. часть го­ро­да – на о. Порт­си), в 30 км к юго-вос­то­ку от Са­ут­гем­пто­на. Важ­ный транс­порт­ный узел. Мор. порт; па­ром­ное со­об­ще­ние с Нор­манд­ски­ми о-ва­ми, Фран­ци­ей и Ис­па­ни­ей. Бли­жай­ший ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт – в Са­ут­гем­пто­не.

В 1 в. на мес­те совр. П. ос­но­ван рим. форт Пор­тус-Адур­ни (Portus Adurni). С 5–6 вв. из­вес­тен как анг­ло­сак­сон­ское по­се­ле­ние Порт­чес­тер. С 9 в. важ­ный тор­го­вый порт, од­на­ко по­сле нор­манд­ско­го за­вое­ва­ния Анг­лии 1066 по­те­рял своё зна­че­ние. В 1194 Ри­чард Льви­ное Серд­це да­ро­вал П. при­ви­ле­гии (под­твер­жда­лись хар­тия­ми 1200 и 1313). С нач. 13 в. П. – один из гл. тор­го­вых пор­тов Анг­лии (в т. ч. тор­гов­ля с англ. вла­де­ния­ми во Фран­ции), час­то слу­жил ба­зой для во­ен. экс­пе­ди­ций в кон­ти­нен­таль­ную часть Ев­ро­пы. Не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся на­па­де­ни­ям пи­ра­тов (1265) и франц. от­ря­дов (1338, 1369, 1377 и 1380) во вре­мя Сто­лет­ней вой­ны 1337–1453. В 16 в. вы­ход­цы из П. при­ня­ли ак­тив­ное уча­стие в ко­ло­ни­за­ции Но­во­го Све­та, Ин­дии, Ав­ст­ра­лии. Во вре­мя Анг­лий­ской ре­во­лю­ции 17 в. жи­те­ли П. под­дер­жа­ли роя­ли­стов, позд­нее город был за­нят пар­ла­мент­ски­ми вой­ска­ми. С кон. 18 в. гл. ба­за ко­ро­лев­ско­го фло­та. С 1810-х гг. осн. от­рас­лью ста­ло су­до­строе­ние. В 1847 со­еди­нён же­лез­ной до­ро­гой с Брай­то­ном, в 1859 – с Лон­до­ном. В 1900–30-х гг. зна­чи­тель­но рас­ши­рил­ся бла­го­да­ря вклю­че­нию близ­ле­жа­щих тер­ри­то­рий. В 1926 по­лу­чил ста­тус го­ро­да. В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны не­од­но­крат­но под­вер­гал­ся на­лё­там герм. авиа­ции (осо­бен­но силь­но по­стра­дал в ре­зуль­та­те бом­бар­ди­ров­ки 24.8.1940). В 1944 П. – од­на из опор­ных баз экс­пе­диц. сил Ве­ли­ко­бри­та­нии, США и их со­юз­ни­ков при под­го­тов­ке «Овер­лорд» опе­ра­ции. Во 2-й пол. 20 в. раз­ви­вал­ся как центр су­до­строе­ния и во­ен.-мор. ба­за.

К ста­рей­шим по­строй­кам П. от­но­сят­ся анг­ли­кан­ский со­бор Св. Фо­мы Кен­тер­бе­рий­ско­го (ок. 1180, пе­ре­стро­ен в 1683–1693; рас­ши­рен в 1932–91, арх. Ч. Ни­кол­сон), ц. Ко­ро­лев­ско­го гар­ни­зо­на – «До­мус Деи» (Domus Dei, 1212), за­мок Са­ут­си (1544), Во­ро­та ко­ро­ля Яко­ва (1687, ре­кон­ст­руи­ро­ва­ны в нач. 20 в.). Сре­ди ис­то­рич. зда­ний так­же: Круг­лая баш­ня (1843–48), зда­ние ж.-д. стан­ции в фор­мах не­оре­нес­сан­са (1866), ка­то­лич. со­бор Св. Ио­ан­на Еван­ге­ли­ста в сти­ле нео­го­ти­ки (1877–82, арх. Дж. Хан­сом, за­вер­шён в 1906), Ра­ту­ша в фор­мах клас­си­циз­ма (1886–90, арх. У. Хилл, ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 1955–59), зда­ние во­ен. ве­дом­ст­ва в нео­ро­ман­ском сти­ле (1893–1897; ны­не ху­дож. му­зей), зда­ние Mid­land Bank в сти­ле не­оба­рок­ко (ок. 1900), нео­го­тич. ц. Св. Аль­ба­на (1914, арх. Ни­кол­сон, ре­кон­ст­руи­ро­ва­на в 1956), ц. Св. Кут­бер­та в не­ови­зан­тий­ском сти­ле (1914–15, арх. И. С. Холл), ки­но­те­атр «Па­лас» в фор­мах мав­ри­тан­ско­го сти­ля (1920–21, арх. А. Э. Ког­су­элл; ны­не клуб). Сре­ди со­ору­же­ний нач. 21 в. – смот­ро­вая баш­ня «Спин­на­кер тау­эр» (2001–05, ар­хит. бю­ро «HGP Greentree Allchurch Evans»; выс. 170 м – са­мое вы­со­кое со­ору­же­ние го­ро­да).

Ун-т П. (1869; круп­ный ис­сле­до­ва­тель­ский центр). Му­зеи: Нац. Ко­ро­лев­ско­го во­ен.-мор. фло­та (1911), Ко­ро­лев­ской мор. пе­хо­ты (1958), го­род­ской (1972), «Дня-Д» (1984; по­свя­щён вы­сад­ке со­юз­ни­ков в Нор­ман­дии в 1944) и др. Дом-му­зей Ч. Дик­кен­са. В рай­оне ис­то­рич. до­ков (12 в.) при­швар­то­ва­ны ко­раб­ли-му­зеи: «Мэ­ри Роз» (по­стро­ен в 1510, за­то­нул в 1545, под­нят в 1982, му­зей с 2013), «Вик­то­ри» (спу­щен на во­ду в 1765) и «Уор­ри­ор» (1860; пер­вый в ми­ре цель­но­ме­тал­лич. бро­не­но­сец). «Кингс ти­этр» (1907; опе­ра, ба­лет, дра­ма, мю­зик­лы); «Но­вый Ко­ро­лев­ский те­атр» (1856; дра­ма, та­нец, му­зы­ка и др.). Ак­ва­ри­ум «Blue Reef».

Фут­боль­ный клуб «Порт­смут» (1898) – 2-крат­ный чем­пи­он Анг­лии (1949, 1950) и об­ла­да­тель Куб­ка Анг­лии (1939, 2008), при­ни­ма­ет со­пер­ни­ков на ста­дио­не «Фрат­тон Парк» (1898; св. 20 тыс. мест). Так­же по­пу­ляр­ны рег­би, кри­кет и ве­ло­гон­ки на тре­ке.

Ос­но­ва гор. эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг. П. – круп­ней­шая ба­за во­ен.-мор. фло­та Ве­ли­ко­бри­та­нии, ме­сто дис­ло­ка­ции мор. «ком­ман­дос» (ди­вер­си­он­но-де­сант­ных войск) и важ­ный центр су­до­строе­ния. Тра­ди­ци­он­но ве­ду­щий сек­тор сфе­ры ус­луг – об­слу­жи­ва­ние во­ен.-мор., ры­бо­ло­вец­ко­го фло­та и пор­то­во­го хо­зяй­ст­ва. Гру­зо­обо­рот мор. пор­та ок. 1 млн. т (2011), в т. ч. св. 90% – им­порт­ные гру­зы, гл. обр. ба­на­ны (че­рез П. про­хо­дит ок. 70% брит. им­пор­та ба­на­нов), цит­русо­вые и ово­щи; пас­са­жи­ро­обо­рот ок. 2 млн. чел. Ве­ли­ко зна­че­ние ин­фор­мац., фи­нан­со­вых, де­ло­вых ус­луг, тор­гов­ли, об­ра­зо­ва­ния и здра­во­охра­не­ния; раз­ви­ва­ет­ся ту­ри­стич. биз­нес.

В пром-сти до­ми­ни­ру­ет про­из-во про­дук­ции во­ен. на­зна­че­ния (8% за­ня­тых в 2009; 46% в 1951). Ве­ду­щая от­расль – во­ен. су­до­строе­ние (под кон­тро­лем ком­па­ний: амер. «Northrop Grumman» и брит. «BAE Systems») и про­из-во вспо­мо­гат. обо­ру­до­ва­ния (су­до­вые дви­га­те­ли – ком­па­ния «Rolls-Royce»; су­до­вые ус­та­нов­ки для оп­рес­не­ния во­ды, эхо­ло­ты и др.). Раз­ви­та авиа­ра­кет­но-кос­ми­че­ская пром-сть (про­из-во ис­кусств. спут­ни­ков Зем­ли во­ен. и гражд. на­зна­че­ния и их ком­плек­тую­щих на пред­при­яти­ях ком­па­ний: «Airbus Defence and Space» – до­чер­няя ев­роп. ком­па­нии «Air­bus», «BAE Systems» и др.). Вы­пуск ком­по­нен­тов элек­трон­ной тех­ни­ки, швей­ных из­де­лий, пи­ва и др.

Лит.: Patterson B. H. A military heritage: A history of Portsmouth and Portsea town forti­fications. [Portsmouth], 1985; The Spirit of Portsmouth: A history. Chichester, 1989; Quail S. The origins of Portsmouth and the first charter. Portsmouth, 1994.

Вернуться к началу