ПО́РИ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПО́РИ (фин. Pori, швед. Бьёрнеборг, Björneborg), город на юго-западе Финляндии, адм. центр обл. Сатакунта. Нас. 83,5 тыс. чел. (2014, с пригородами св. 100 тыс. чел.). Расположен на р. Кокемяэнйоки, близ побережья Ботнического зал. Балтийского моря. Транспортный узел. Высокоскоростными автомагистралями соединён с крупными городами Финляндии. Ж.-д. сообщение с Тампере, Хельсинки. Междунар. аэропорт. Мор. порт.
Основан в 1558 герцогом Финляндским Юханом (см. Юхан III) под швед. назв. Бьёрнеборг («медвежья крепость»; произношение на фин. яз. слова «borg» эволюционировало в совр. назв.) на месте более древнего населённого пункта Улфсбю (Улвсбю, Улвила; гор. права с 1365). За поддержку, оказанную Эрику XIV в борьбе с его братом Юханом, в 1560-е гг. получил городские и торговые привилегии, обладал штапельным правом (в 1617 и 1636 лишался его). В 16 в. развивался как центр экспорта рыбы из Финляндии и импорта предметов роскоши из континентальной Европы. С 1634 в составе Або-Бьёрнеборгского лена Великого княжества Финляндского (ВКФ) Швед. королевства. В 17 в. переживал упадок, в 1698 пострадал от пожара. В период Северной войны 1700–21 взят рос. войсками (1713). В 18 в. постепенно восстанавливался. В 1765 городу было вновь предоставлено штапельное право; к этому времени насчитывал ок. 1,5 тыс. жит. В 1801 пострадал от пожара. С 1808 в составе Рос. империи, с 1811 уездный центр Або-Бьёрнеборгской губернии ВКФ. В период рус.-швед. войны 1808–09 (см. Русско-шведские войны) один из опорных пунктов рос. войск. В 1852 почти полностью выгорел. Вновь стал активно развиваться с 1870-х гг. В 1895 соединён железной дорогой с г. Тампере (Таммерфорс). К кон. 19 в. насчитывал св. 12 тыс. жит., имелись текстильные, кожевенные фабрики; в порту П., на о. Репосаари (Рефсё; сам город из-за отступления моря отдалился от побережья на 15–20 км), развивалось кораблестроение; росло значение П. как культурного центра. С 1917 в составе независимой Финляндии. В 1938 соединён железной дорогой с Хаапамяки. В период 2-й мировой войны аэропорт П. (строился с 1937) использовался как база герм. ВВС. Во 2-й пол. 20 в. активно развивался за счёт портовой деятельности, предприятий лесоперерабатывающей, текстильной пром-сти, машиностроения. В 1972 присоединил поселение Ахлайнен. После экономич. кризиса 1970-х гг. испытывал затруднения. Со 2-й пол. 1990-х гг. экономич. положение П. улучшилось, численность населения стала расти. В 1998–2009 часть губернии (ляни) Зап. Финляндия, с 2010 адм. центр обл. Сатакунта.
Архит. ансамбль Старого города, застроенного в сер. 19 – нач. 20 вв., включает: Старую ратушу (1839–41, арх. К. Энгель), здания гор. театра (1884, арх. Й. Стенберг) и худож. галереи (1885, арх. Ф. Линдстрём) в стиле неоренессанса, дворец Р. Юннелиуса (1895, арх. А. Кроок; ныне здание Гор. совета). В стиле неоготики построены: кафедральный лютеранский собор (1859–63, архитекторы Г. фон Шевитц, К. фон Хейдекен), мавзолей гор. советника Ф. Юселиуса (1903, арх. Й. Стенбек); в духе модернизма – вилла Майреа (1938–39, арх. А. Аалто).
В П. – Политехнич. ун-т Сатакунты (1997); Университетский центр (2004), при котором действуют региональные подразделения 4 крупнейших вузов Финляндии – Ун-та Турку, Ун-та Тампере, Технологич. ун-та Тампере и Ун-та архитектуры и дизайна А. Аалто. Музеи: обл. Сатакунта (1888, историко-краеведческий; св. 70 тыс. экспонатов; с 1973 – в новом здании; включает естественно-науч. центр Аркки), худож. (1979; в здании быв. конторы «Элейяранта», 1857, арх. К. фон Хейдекен, расширено в 1897; произведения финл. иск-ва с 19 в.); Худож. галерея (1984). Гор. театр (1931). Гор. опера (1976, опера, оперетта, спектакли для детей). Камерный оркестр (1938). С 1966 ежегодно проводится Междунар. джазовый фестиваль.
В 1856 основан первый спортивный клуб в Финляндии. Футбольный клуб «Джаз» – 2-кратный чемпион страны (1993, 1996); выступает на стадионе «Пори» (ок. 12 тыс. мест). Хоккейный клуб «Эссят» – 3-кратный чемпион страны (1971, 1978, 2013); выступает во Дворце спорта «Пори» (6,5 тыс. мест). Проф. клубы по хоккею с мячом и амер. футболу.
В нач. 2010-х гг. П. – важный экономич. центр Финляндии. Более 70% работающих занято в сфере услуг (осн. сектора – торговля, транспорт и логистика, адм., социальные услуги, включая здравоохранение). Транспортно-логистич. услуги развиваются в т. ч. на базе мор. порта (грузооборот св. 5,5 млн. т в год), в составе которого 2 терминала-аванпорта: Тахколуото (обработка наливных и насыпных, гл. обр. угля, грузов) и Мянтюлуото (в осн. контейнеры, лес и пиломатериалы). Активно развивается туризм (в т. ч. международный) – рекреационный, спортивный (в осн. парусный спорт и виндсёрфинг), культурно-познавательный (один из интересных объектов – песчаные дюны у побережья Ботнического зал., в районе Юутери).
Ведущие отрасли пром-сти (сохраняет важное значение в экономике города) – машиностроение и металлургия. В П. – верфь компании «Technip Offshore Finland» (произ-во и обслуживание конструкций, технич. и инж. систем офшорных платформ для добычи нефти и газа), заводы фирм «Sampo Rosenlew» (зерноуборочная и лесозаготовительная техника) и «Hollming Works» (гидротехнич. сооружения и компоненты к ним). Действуют предприятия крупной металлургич. компании «Boliden» (произ-во медных катодов, а также золота и серебра высокой пробы), компаний «Luvata» (ок. 40 тыс. т разл. изделий из меди пром. назначения, ок. 90% продукции экспортируется) и «Kemira» (св. 120 тыс. диоксида титана для лакокрасочной пром-сти в год). Произ-во текстильных изделий, продуктов питания.
В пригороде П., в пос. Ахлайнен, – дерев. церковь (1796, арх. С. Кёукка-Кёхлстрёмин, отдельно стоящая колокольня – 1832, арх. К. Энгель), одно из старейших сооружений Сатакунты. В 30 км к северо-западу от города – рыбацкая дер. Репосаари на одноим. острове (проживающие здесь рыбаки поддерживают традиц. уклад жизни, характерный для кон. 19 – нач. 20 вв.) с дерев. постройками 18–19 вв. (в т. ч. церковь с 8-гранной колокольней, 1876).