ПИ́ТКЯРАНТА
-
Рубрика: География
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
Электронная версия:
ПИ́ТКЯРАНТА, город в России, в западной части Карелии, центр Питкярантского района. Население 10,3 тыс. чел. (2019). Расположен на северо-восточном побережье Ладожского озера. Железнодорожная станция. Через город проходит автодорога Олонец – Питкяранта – Сортавала.
История
Впервые упоминается как «деревня на Долгом берегу» в писцовой книге Водской пятины 1499/1500. По Плюсскому перемирию отошла к Швеции, где получила название Питкяранта. По итогам русско-шведской войны 1590–93 возвращена в состав Русского государства, закреплено Тявзинским миром 1595. В результате Шведской интервенции начала 17 в. по Столбовскому миру 1617 в составе Корельского уезда вновь отошла к Швеции. По Ништадтскому миру 1721 передана Российской империи. В 1730–64 дер. Питкяранта находилась во владении Александро-Невского монастыря в С.-Петербурге, с 1764 – Коллегии экономии, позднее передана в казну. В 1811 в составе Выборгской губернии передана в Великое княжество Финляндское. В 1834 близ Питкяранта открыты месторождения медной и оловянной руд. В 1847–67 в С.-Петербурге действовало АО «Питкярантская компания», ставшее собственником всех рудников и заводов в районе Питкяранта. С 1860-х гг. в окрестностях современного города началась добыча железной руды и выплавка чугуна. Построены щелочной, стекольный (1887; производил до 10 млн. бутылок в год) заводы, а также заводы натуральных красителей (кон. 1880-х гг.; закрыт в 1896) и глауберовой соли. В 1903 рудники и заводы были закрыты. После начала 1-й мировой войны постепенно восстановлена выплавка меди, олова и чугуна; проведена реконструкция металлургического завода [образован во 2-й половине 19 в. путём слияния заводов «Аласавота» («Нижний завод», конец 1840-х гг.) и «Верхнего завода» (1851)] и шахт (действовали до начала 1950-х гг.).
С декабря 1917 посёлок Питкяранта в составе независимой Финляндии. В 1920 введён в строй лесопильный завод, в 1921 – целлюлозный завод компании «DiesenWood» (ныне целлюлозный завод «Питкяранта» под управлением компании «РК-Гранд»). В 1932 открыто движение по ж.-д. линии Ляскеля – Питкяранта, в 1933 – Питкяранта – Алалууксу. В ходе советско-финляндской войны 1939–40 в районе Питкяранта шли тяжёлые бои [Рабоче-крестьянская Красная Армия (РККА) потеряла убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести не менее 35 тыс. чел.], части РККА заняли Питкяранта 9–10.12.1939, посёлок практически полностью сожжён. По Московскому мирному договору 1940 Питкяранта вошла в состав СССР, передана Карело-Финской ССР. С 1940 город. В Великую Отечественную войну, 16.7.1941, оккупирован финляндскими войсками; шахты и рудники были затоплены. Освобождена частями Красной Армии 10.7.1944 в ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции. Районный центр Карело-Финской ССР (1940–56), Карельской АССР (1956–92), Республики Карелия (с 1992).
Архитектура
От застройки 1-й трети 20 в. сохранилось несколько зданий, в т. ч. Дом рабочих (в 1930-е гг. – лицей), дом аптекаря Валлдена (1920-е гг.; ныне Краеведческий музей им. В. Ф. Себина – филиал Национального музея Республики Карелия). Деревянные церкви: православная Вознесения Господня (1995–2000) и евангелическо-лютеранская (1997–98).
К юго-востоку, в пос. Салми, – классицистическая церковь Свт. Николая (1814–24, архитектор К. Л. Энгель). К северо-западу – бывший Германовский скит Валаамского монастыря с церковью Св. кн. Александра Невского (1901–04, архитектор Н. Д. Прокофьев). К северу от города, близ дер. Койриноя, – мемориал погибшим в советско-финляндской войне «Крест Скорби» (2000, скульптор Л. Ф. Лангинен).
Хозяйство
Градообразующее предприятие – «Целлюлозный завод "Питкяранта"» (1921, с 2015 под управлением компании «РК-Гранд»; товарная целлюлоза, в т. ч. электротехническая и для фиброцемента, лесохимическая продукция). Действуют предприятия по заготовке леса, добыче щебня. Рыболовство.
К северо-западу от Питкяранта, на о. Сюскюянсаари (Св. Германа), – карьер Мурсула (с конца 19 в. ведётся добыча красных гранитов и гранитогнейсов, использовавшихся для облицовки многих зданий в С.-Петербурге и Москве)