Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́ЖЕСТВО ФИНЛЯ́НДСКОЕ

Авторы: Л. В. Суни

ВЕЛИ́КОЕ КНЯ́ЖЕСТВО ФИНЛЯ́НДСКОЕ (ВКФ), ста­тус фин. зе­мель в со­ста­ве Шве­ции с 1581; ав­то­ном­ное адм.-терр. об­ра­зо­ва­ние на се­ве­ро-за­па­де Рос. им­пе­рии. При­сое­ди­не­но к Рос­сии в хо­де рус.-швед. вой­ны 1808–09, о чём объ­яв­ле­но в ма­ни­фе­сте от 20.3(1.4).1808. На Бор­го­ском сей­ме 1809 имп. Алек­сандр I зая­вил о со­хра­не­нии в ВКФ лю­те­ран­ской ре­ли­гии и швед. за­ко­но­да­тель­ст­ва, а пред­ста­ви­те­ли фин. со­сло­вий при­нес­ли при­ся­гу Алек­сан­д­ру I; для жи­те­лей ВКФ вве­де­но финл. под­дан­ст­во (для пре­бы­ва­ния на ос­таль­ной тер­ри­то­рии им­пе­рии они оформ­ля­ли спец. до­ку­мен­ты). На ру­бе­же 1811–12 рос. пра­ви­тель­ст­вом в со­став ВКФ пе­ре­да­ны рай­оны т. н. Ста­рой Фин­лян­дии – Ка­рель­ский пе­ре­ше­ек с Вы­бор­гом и сев. При­ла­до­жье (при­со­еди­не­ны к Рос­сии по ус­ло­ви­ям Ни­штадт­ско­го ми­ра 1721 и Або­ско­го ми­ра 1743).

Герб Великого княжества Финляндского.

Пло­щадь ВКФ ок. 331,859 тыс. км2 (1812). Нас. 1,117 млн. чел. (1815), 3,269 млн. чел. (1914); фин­ны – 86,75%, шве­ды – 12,89%, рус­ские – 0,29%, са­амы – 0,06%. Лю­те­ран­ст­во ис­по­ве­до­ва­ли 98% нас., пра­во­сла­вие – 1,9%. В 38 го­ро­дах кн-ва про­жи­ва­ло 14,7% на­се­ле­ния (1914). С 1811 ВКФ де­ли­лось на гу­бер­нии: Або-Бьёр­не­борг­скую, Ва­за­скую, Вы­борг­скую, Кюм­ме­не­горд­скую (Хей­но­ла­скую), Ню­ланд­ско-Та­ва­ст­гус­скую, Саволакс-Карельскую, Улеа­борг­скую. Согласно манифесту имп. Николая I от 24.3(5.4).1831 «О разделении Великого княжества Финляндского на восемь губерний», Саволакс-Карельская губ. преобразована в Куопиосскую губ., Ню­ланд­ско-Та­ва­ст­гус­ская губ. раз­де­ле­на на Ню­ланд­скую и Та­ва­ст­гус­скую гу­бер­нии, а Кюм­ме­не­горд­ская губ. уп­разд­не­на (на час­ти её территории была об­ра­зо­ва­на Санкт-Ми­хель­ская губ., ос­таль­ная тер­ри­то­рия во­шла в со­став Выборг­ской и Ню­ланд­ской гу­бер­ний). Сто­ли­цы – Або (фин. Тур­ку; 1808–12), Гель­синг­форс (фин. Хель­син­ки; с 1812).

Ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вое уст­рой­ст­во. Но­си­те­лем вер­хов­ной вла­сти в ВКФ яв­лял­ся рос. им­пе­ра­тор с ти­ту­лом вел. кня­зя фин­лянд­ско­го [при­нял его 25.12.1808(6.1.1809)]. К его ис­клю­чит. ком­пе­тен­ции от­но­си­лись во­про­сы внеш­ней по­ли­ти­ки и обо­ро­ны; толь­ко он об­ла­дал пра­вом со­зы­ва пред­ста­ви­тель­но­го за­ко­но­со­ве­ща­тель­но­го (с 1906 за­ко­но­да­тель­но­го) ор­га­на – Сей­ма (в 1810–62 не со­зы­вал­ся) и вне­се­ния в не­го за­ко­но­про­ек­тов (в 1886 пра­вом за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вы на­де­лён так­же и Сейм). Рос. им­пе­ра­тор на­зна­чал чле­нов уч­ре­ж­дён­но­го в 1809 выс­ше­го ор­га­на адм. управ­ле­ния ВКФ – Пра­ви­тель­ст­вую­ще­го со­ве­та (с 1816 Имп. финл. се­на­та), ут­верж­дал бюд­жет ВКФ, об­ла­дал пра­вом по­ми­ло­ва­ния, воз­ве­де­ния дво­рян в граф­ское и ры­цар­ское дос­то­ин­ст­во.

Гла­вой ад­ми­ни­ст­ра­ции ВКФ был на­зна­чае­мый им­пе­ра­то­ром ге­не­рал-гу­бер­на­тор, яв­ляв­ший­ся по долж­но­сти пред­се­да­те­лем Се­на­та; по его пред­став­ле­нию им­пе­ра­то­ром на 3 го­да на­зна­ча­лись на­чаль­ни­ки финл. гу­бер­ний и ру­ко­во­ди­те­ли центр. ве­домств ВКФ. Пред­став­ле­ние им­пе­ра­то­ру др. дел кн-ва осу­ще­ст­в­ля­ли со­сто­яв­шие из финл. под­дан­ных Ко­мис­сия фин­лянд­ских дел, в 1826–1918 Статс-сек­ре­тариат по де­лам Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Фин­лян­д­ско­го, ко­то­рый воз­глав­лял статс-секретарь (с 1834 министр статс-секретарь). Пра­вом док­ла­дов им­пе­ра­то­ру по финл. де­лам в 1824 – сер. 1850-х гг. пользовался и ген.-гу­бер­натор. Та­кой по­ря­док, со­хра­няв­ший­ся до 1908, обес­пе­чи­вал ав­то­ном­ность ад­ми­ни­ст­ра­ции ВКФ от др. центральных ве­домств им­пе­рии.

Здание Сената Великого княжества Финляндского. Гельсингфорс. Архитектор К. Л. Энгель. 1818–22.

Се­нат, ко­то­рый от­чи­ты­вал­ся толь­ко пе­ред им­пе­ра­то­ром, под­раз­де­лял­ся на де­пар­та­мен­ты: хо­зяй­ст­вен­ный и су­деб­ный. В ве­де­нии Се­на­та на­хо­ди­лись центр. уч­ре­ж­де­ния ВКФ: Кол­ле­ги­ум Ме­ди­кум (об­ра­зо­ван в 1811), Гл. управ­ле­ние ме­же­во­го ве­дом­ст­ва, Гл. та­мо­жен­ная ди­рек­ция, Гл. управ­ле­ние лоц­ман­ско­го и ма­яч­но­го ве­домств, Поч­то­вая ди­рек­ция (все 1812), Управ­ле­ние по рас­чи­ст­ке по­ро­гов и строи­тель­ст­ву ка­на­лов (1816). Чле­на­ми выс­ших и центр. уч­ре­ж­де­ний ВКФ мог­ли быть толь­ко финл. под­дан­ные. В 1808–27 адм. долж­но­сти в ВКФ, кро­ме долж­но­сти ген.-гу­бер­на­то­ра (за ис­клю­че­ни­ем пер­во­го ген.-гу­бер­на­то­ра Г. М. Спренг­тпор­те­на), за­ни­ма­ли ли­ца еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ско­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния, за­тем и пра­во­слав­ные.

Сейм был со­зван в 1863 имп. Алек­сан­дром II. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ли воз­рас­тав­шее в ВКФ не­до­воль­ст­во от­сут­ст­ви­ем пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на, про­па­ган­да скан­ди­на­виз­ма и вос­ста­ние в Цар­ст­ве Поль­ском. Сейм со­сто­ял из за­се­дав­ших от­дель­но дво­рян­ской па­ла­ты (вхо­ди­ли гла­вы дво­рян­ских ро­дов кн-ва) и из­би­рав­ших­ся со­от­вет­ст­вую­щи­ми со­сло­вия­ми ду­хов­ной, бюр­гер­ской (го­род­ской) и кре­сть­ян­ской па­лат. К его пол­но­мо­чи­ям от­но­си­лись об­су­ж­де­ние гражд., уго­лов­но­го, цер­ков­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва и вве­де­ние но­вых на­ло­гов. Ре­ше­ния Сей­ма ут­вер­жда­лись мо­нар­хом. Без со­гла­сия всех че­ты­рёх па­лат Сей­ма им­пе­ра­тор не мог из­ме­нять «ко­рен­ные» (ос­нов­ные) за­ко­ны, дей­ст­во­вав­шие в ВКФ. Сей­мо­вый ус­тав 1869 ус­та­но­вил пе­рио­дич­ность со­зы­ва Сей­ма 1 раз в 5 лет (с 1882 – 1 раз в 3 го­да), но со­хра­нил его со­слов­ную струк­ту­ру, ос­та­вив б. ч. на­се­ле­ния без из­би­рат. прав.

Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ская цер­ковь со­хра­ни­ла гос. ста­тус. Она име­ла 4 епи­скоп­ст­ва и 531 при­ход (3 млн. при­хо­жан в 1916). В 1866 от Евангелическо-люте­ран­ской церк­ви от­де­ле­на шко­ла. Пра­во­слав­ные при­хо­ды и мо­на­сты­ри в юго-вост. рай­онах ВКФ ос­та­лись под управ­ле­ни­ем Си­но­да (1811), в 1892 об­ра­зо­ва­на Финл. епар­хия РПЦ.

Памятник императору Александру II на Сенатской площади в Хельсинки. Скульптор В. Рунеберг. 1894.

В 1809 финл. вой­ска рас­пу­ще­ны, рек­ру­ты в рос. ар­мию из фин. на­се­ле­ния не на­би­ра­лись. По во­ен. ре­фор­ме 1878 имп. Алек­сан­дром II в ВКФ соз­да­ны нац. воо­руж. си­лы, ко­то­рые име­ли собств. ус­та­вы, не мог­ли быть вы­ве­де­ны за пре­де­лы ВКФ, под­чи­ня­лись ген.-гу­бер­на­то­ру (а не рос. во­ен. ми­ни­ст­ру) и мог­ли быть рас­пу­ще­ны мо­нар­хом толь­ко с со­гла­сия Сей­ма. По­сле ли­к­ви­да­ции во­оруж. сил ВКФ (1901) финл. под­дан­ные ста­ли при­зы­вать­ся в рос. ар­мию, од­на­ко бой­кот при­зыв­ных кам­па­ний вы­ну­дил рос. пра­ви­тель­ст­во в 1905 за­ме­нить во­ен. служ­бу для них де­неж­ным взно­сом ВКФ в им­пер­скую каз­ну. Во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны тер­ри­то­рию ВКФ бое­вые дей­ст­вия не за­тро­ну­ли, вме­сто вы­пол­не­ния во­ин­ской по­вин­но­сти кн-во про­дол­жа­ло вы­пла­чи­вать де­неж­ную ком­пен­са­цию.

В ВКФ со­хра­ня­лась сло­жив­шая­ся ещё в со­ста­ве Шве­ции трёх­сту­пен­ча­тая су­деб­ная сис­те­ма: суд низ­шей ин­стан­ции в го­ро­дах и сель­ской ме­ст­но­сти; гоф­ге­рих­ты (су­ды вто­рой ин­стан­ции) в Або, Ва­зе и Вы­бор­ге; су­деб­ный деп-т Се­на­та.

Вы­бор­ность ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния бы­ла ус­та­нов­ле­на сель­ской (1865) и го­род­ской (1873) ре­фор­ма­ми, про­ве­дён­ны­ми имп. Алек­сан­дром II.

Эко­но­ми­ка. Уч­ре­ж­де­ние финл. гос. «Учёт­но-со­хран­но-за­ём­но­го бан­ка» (1811) по­ло­жи­ло на­ча­ло фор­ми­ро­ва­нию соб­ственной фи­нан­со­вой сис­те­мы ВКФ. В 1808–40 на тер­ри­то­рии ВКФ име­ли хож­де­ние швед. рик­сда­лер и рос. рубль, в 1840–60 – рубль, в 1860–1917 – рубль и фин. мар­ка (по­сле пе­ре­во­да в 1877 по ини­циа­ти­ве финл. Се­на­та мар­ки на зо­ло­тую ос­но­ву она ста­ла осн. пла­тёж­ным сред­ст­вом в ВКФ). Кн-во по­лу­чи­ло соб­ственную та­мо­жен­ную сис­те­му (1811). Та­мо­жен­ная гра­ни­ца су­ще­ст­во­ва­ла меж­ду ВКФ и ос­таль­ной ча­стью Рос. им­пе­рии, дей­ст­во­вав­шие та­ри­фы обес­пе­чи­ва­ли финл. то­ва­рам бо­лее сво­бод­ный дос­туп на рос. ры­нок, чем иностр. то­ва­рам. Все до­хо­ды и на­ло­ги, со­б­ран­ные в ВКФ, ос­та­ва­лись в кня­же­ст­ве.

В 1857 от­ме­нён зап­рет на стро­и­тель­ст­во па­ро­вых ле­со­пи­лен, в 1859 – боль­шин­ст­во ско­вы­вав­ших хо­зяйств. ак­тив­ность норм це­хо­во­го рег­ла­мен­та в про­мы­сло­вой дея­тель­но­сти. Про­воз­гла­ше­ние пол­ной сво­бо­ды пред­при­ни­ма­тель­ст­ва (1879) сти­му­ли­ро­ва­ло бы­ст­рый рост про­мыш­лен­но­сти, осо­бен­но ле­со­пи­ле­ния и де­ре­во­об­ра­бот­ки (в 1890 со­от­вет­ст­вен­но 22% и 20% от об­ще­го объ­ё­ма про­из­вод­ст­ва; ва­ло­вая стои­мость про­дук­ции ле­со­пи­ле­ния со­ста­ви­ла 21,9 млн. ма­рок в 1885 и 123,4 млн. ма­рок в 1910). В 1861 на сред­ст­ва финл. каз­ны в ВКФ по­строе­на пер­вая же­лез­ная до­ро­га – Гель­синг­форс – Та­ва­ст­гус (ок. 100 км), в 1890 про­тя­жён­ность финл. же­лез­ных до­рог со­ста­ви­ла 1876 км, в 1910 – 3356 км. Дос­туп финл. то­ва­ров на рос. ры­нок рас­ши­рил­ся по­сле от­кры­тия Сай­мен­ско­го ка­на­ла (1856), вве­де­ния но­во­го та­мо­жен­но­го та­ри­фа (1858), строи­тель­ст­ва по ини­циа­ти­ве Се­на­та ж. д. Рий­хи­мя­ки – С.-Пе­тер­бург (1870). Во 2-й пол. 19 в. на до­лю Рос­сии при­хо­ди­лось от 30 до 50% тор­гов­ли ВКФ. В свя­зи с пре­кра­ще­ни­ем тор­го­во­го обо­ро­та ВКФ с Гер­ма­ни­ей и Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей во вре­мя 1-й ми­ро­вой вой­ны удель­ный вес Рос­сии в финл. тор­гов­ле зна­чи­тель­но воз­рос. Од­но­вре­мен­но мно­го­крат­но уве­ли­чил­ся объ­ём рос. во­ен. за­ка­зов, вы­да­вае­мых пром. пред­при­яти­ям кня­же­ст­ва.

К воз­ник­но­ве­нию т. н. тор­пар­ско­го во­про­са (см. в ст. Тор­па­ри) при­ве­ло уве­ли­че­ние сель­ско­го без­зе­мель­но­го на­се­ле­ния (28% в 1870 и 48% в 1900). Оно бы­ло вы­зва­но как аб­со­лют­ным рос­том сель­ско­го на­се­ле­ния (1,062 млн. чел. в 1815 и 2,765 млн. чел. в 1914), так и су­ще­ст­во­вав­ши­ми за­ко­но­дат. ог­ра­ни­че­ния­ми раз­де­ла хо­зяй­ст­ва ме­ж­ду все­ми на­след­ни­ка­ми.

По­сле ря­да не­уро­жай­ных лет и мас­со­во­го го­ло­да кон. 1860-х гг. на­ча­лась пе­ре­ори­ен­та­ция финл. с. х-ва с зем­ле­де­лия на жи­вот­но­вод­ст­во. Хлеб стал состав­лять до 20% финл. им­пор­та, осн. по­став­щи­ка­ми зер­на бы­ли Рос­сия и Гер­ма­ния (со­от­вет­ст­вен­но 70% и 30% в 1891–95; 43,2% и 56,8% в 1906–10). С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны прак­ти­че­ски весь хлеб стал по­сту­пать из Рос­сии, его по­став­ки пол­но­стью пре­кра­ти­лись вес­ной 1917, что вы­зва­ло ост­рый про­до­воль­ст­вен­ный кри­зис.

По­ли­ти­ка уни­фи­ка­ции. С 1880-х гг. рос. пра­ви­тель­ст­во при­да­ва­ло осо­бое зна­че­ние финл. на­прав­ле­нию как воз­мож­но­му бу­ду­ще­му те­ат­ру во­ен. дей­ст­вий с Гер­ма­ни­ей (то­гда же нач. шта­ба Пе­терб. ВО Н. И. Боб­ри­ков, напр., от­ме­чал, что безо­пас­ность С.-Пе­тер­бур­га за­ви­сит не толь­ко от его во­ен­но­го при­кры­тия, но и от «ус­той­чи­во­сти на­шей вла­сти в Фин­лян­дии»). Свя­зан­ные с этим объ­еди­ни­тель­ные ме­ро­прия­тия бы­ли ини­ции­ро­ва­ны в 1889 ука­за­ми имп. Алек­сан­д­ра III о слия­нии поч­то­вой сис­те­мы ВКФ и всей им­пе­рии (осу­ще­ст­в­ле­но в 1890), а так­же о слия­нии их та­мо­жен­ной и фи­нан­со­вой сис­тем (не реа­ли­зо­ва­но из-за про­ти­во­дей­ст­вия рос. пром. кру­гов).

Имп. Ни­ко­лай II про­дол­жил по­ли­ти­ку ог­ра­ни­че­ния ав­то­но­мии ВКФ. Ма­ни­фе­стом от 3(15).2.1899 он изъ­ял из юрис­дик­ции Сей­ма и пе­ре­дал в вер­хов­ные ин­стан­ции во­про­сы, имев­шие «об­ще­го­су­дар­ст­вен­ное зна­че­ние», при этом их круг не был чёт­ко очер­чен. Ма­ни­фест был вос­при­нят в кн-ве как акт, на­ру­шав­ший финл. за­ко­но­да­тель­ст­во. Рас­по­ла­гав­ший с 1903 чрез­вы­чай­ны­ми пол­но­мо­чия­ми ген.-гу­бер­на­тор Н. И. Боб­ри­ков пред­при­нял по­пыт­ки вне­дрить рус. яз. в прак­ти­ку адм. управ­ле­ния и школь­но­го об­ра­зо­ва­ния, за­крыл пол­но­стью или час­тич­но ряд пе­рио­дич. из­да­ний и об­ществ. ор­га­ни­за­ций, вы­слал из ВКФ оп­по­зиц. по­ли­тич. дея­те­лей. От­ве­том на эти ме­ры ста­ла кам­па­ния мас­со­во­го не­по­ви­но­ве­ния центр. вла­сти в ВКФ, по­лу­чив­шая но­вый им­пульс с на­ча­лом Ре­во­лю­ции 1905–07. В хо­де все­об­щей стач­ки в ВКФ за­бас­то­воч­ным к-том об­на­ро­до­ван «Крас­ный ма­ни­фест» [19.10(1.11).1905] с тре­бо­ва­ни­ем от­став­ки финл. Се­на­та и соз­да­ния врем. пра­ви­тель­ст­ва, от­ме­ны всех мер, на­ру­шав­ших ав­то­но­мию ВКФ, про­ве­де­ния ре­фор­мы вы­бо­ров в Сейм. Ни­ко­лай II был вы­ну­ж­ден 22.10(4.11).1905 под­пи­сать ма­ни­фест «О вос­ста­нов­ле­нии за­кон­но­сти», от­ме­няв­ший боль­шин­ст­во по­ста­нов­ле­ний, при­ня­тых без со­гла­сия Сей­ма. По ре­фор­ме из­би­рат. сис­те­мы, осу­ще­ст­в­лён­ной с при­ня­ти­ем Сей­мо­во­го ус­та­ва [ут­вер­ждён им­пе­ра­то­ром 20.6(3.7).1906], Сейм стал од­но­па­лат­ным за­ко­но­дат. ор­га­ном, из­би­рал­ся на ос­но­ве все­об­щей, рав­ной и тай­ной по­да­чи го­ло­сов. В ВКФ его на­ча­ли на­зы­вать пар­ла­мен­том, офи­ци­аль­но он про­дол­жал име­но­вать­ся Сей­мом.

Но уже с 1908 курс на уни­фи­ка­цию во­зоб­но­вил­ся: все де­ла (как пра­во­вые, так и ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные) ми­нистр статс-сек­ре­тарь стал пред­став­лять на рас­смот­ре­ние им­пе­ра­то­ру не на­пря­мую, а по­сле их пред­ва­рит. об­су­ж­де­ния в Со­ве­те ми­ни­ст­ров и по­сле по­лу­че­ния за­клю­че­ния со­от­вет­ст­вую­ще­го ми­ни­ст­ра о том, на­сколь­ко за­ко­но­про­ект со­от­вет­ст­ву­ет рос. за­ко­но­да­тель­ст­ву и не за­тра­ги­ва­ет ли он гос. ин­те­ре­сов им­пе­рии. С 1909 в Се­нат и др. выс­шие ор­га­ны адм. управ­ле­ния ВКФ на­зна­чались рос. чи­нов­ни­ки. В 1910 Сей­му ВКФ пред­пи­са­но из­би­рать в Гос. со­вет и Гос. ду­му 2 и 4 чле­нов со­от­вет­ст­вен­но, но это тре­бо­ва­ние пар­ла­мен­том бы­ло от­кло­не­но. Его де­пу­та­ты де­мон­ст­ри­ро­ва­ли не­по­ви­но­ве­ние центр. вла­сти, в 1910 при­ня­ли ре­ше­ние о не­воз­мож­но­сти вы­пол­нять свои обя­зан­но­сти в ус­ло­ви­ях по­сто­ян­ных на­ру­ше­ний финл. за­ко­нов, вы­слу­ши­ва­ли имп. по­сла­ния си­дя, пред. Сей­ма П. Э. Свин­ху­вуд, иг­но­ри­руя за­прет имп. Ни­ко­лая II, за­тра­ги­вал в сво­их вы­сту­п­ле­ни­ях дей­ст­вия рос. пра­ви­тель­ст­ва. Со­про­тив­ле­ние Сей­ма во­зоб­но­вив­ше­му­ся объ­е­ди­ни­тель­но­му кур­су ста­ло при­чи­ной его час­тых рос­пус­ков (8 раз в 1908–17). К 1914 центр. пра­ви­тель­ст­вом раз­ра­бо­та­на все­объ­ем­лю­щая про­грам­ма уни­фи­ка­ции – при­ве­де­ния за­ко­но­да­тель­ст­ва, ус­ло­вий гос. и эко­но­мич. жиз­ни ВКФ к об­ще­рос­сий­ским нор­мам, ко­то­рая, од­на­ко, не бы­ла реа­ли­зо­ва­на из-за на­ча­ла 1-й ми­ро­вой вой­ны.

Об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ские про­цес­сы в ВКФ в 19 в. в ре­шаю­щей сте­пе­ни оп­ре­де­ля­лись раз­ви­ти­ем фин. нац. дви­же­ния. К 1809 в адм. и су­деб­ной сис­те­ме, уни­вер­си­тет­ском и школь­ном пре­по­да­ва­нии, куль­тур­ной и об­ществ. жиз­ни ис­поль­зо­вал­ся толь­ко швед. яз., ко­то­рый имел офиц. ста­тус. В то же вре­мя в бы­ту на фин. яз. го­во­ри­ли ок. 90% жи­те­лей ВКФ, на нём ве­лось бо­го­слу­же­ние. К сер. 19 в. сфор­ми­ро­ва­лось дви­же­ние фен­но­ма­нов (идео­ло­ги – Ю. В. Снель­ман, И. С. Ирьё-Кос­ки­нен и др.), ко­то­рые стре­ми­лись за­ме­нить швед. яз. фин­ским в адм. и куль­тур­ной жиз­ни кн-ва, раз­ви­вать фин­ноя­зыч­ную школь­ную сис­те­му, ус­та­но­вить кон­троль над Се­на­том и Сей­мом, вы­тес­нив из них шве­доя­зыч­ную бю­ро­кра­тию. От­вет­ная ре­ак­ция шве­доя­зыч­ной ин­тел­ли­ген­ции и бю­ро­кра­тии при­ве­ла к по­яв­ле­нию в 1860-х гг. шве­до­ман­ско­го дви­же­ния (ли­дер А. О. Фре­у­ден­таль). Рос. власть, за­ин­те­ре­со­ван­ная в ос­лаб­ле­нии про­швед­ских на­строе­ний в ВКФ, под­дер­жи­ва­ла фен­но­ма­нов (фин. и швед. язы­ки урав­не­ны в пра­вах в 1863, не­ко­то­рые пред­ме­ты в уни­вер­си­те­те раз­ре­ше­но пре­по­да­вать на фин. яз., фин. шко­лы ста­ли по­лу­чать го­су­дар­ственное фи­нан­си­ро­ва­ние и пр.). В нач. 1880-х гг. фен­но­ман­ский ла­герь рас­ко­лол­ся на ста­ро­фин­нов во гла­ве с И. С. Ирьё-Кос­кине­ном (по­лу­чи­ли гос­под­ст­вую­щие по­зи­ции в Се­на­те) и «ли­бе­раль­ных фен­но­ма­нов» во гла­ве с Э. Паль­ме­ном (в 1894 соз­да­ли Мла­до­фин­скую пар­тию). Тогда же ста­ла фор­ми­ро­вать­ся Швед. пар­тия, за­ни­мав­шая рез­кие ан­ти­пра­ви­тель­ст­вен­ные и про­швед­ские по­зи­ции. В 1899 ос­но­ва­на Ра­бо­чая пар­тия (с 1903 Со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ская пар­тия Фин­лян­дии, СДПФ; ли­дер – Н. Р. Ур­син).

В свя­зи с уни­фи­ка­тор­ским кур­сом центр. вла­сти в нач. 20 в. мла­до­фин­ны объ­е­ди­ни­лись в Кон­сти­ту­ци­он­ный блок со Швед. пар­ти­ей (1903), при­зы­вая на­се­ле­ние к пас­сив­но­му со­про­тив­ле­нию по­ли­ти­ке ген.-гу­бер­на­то­ра Н. И. Боб­ри­ко­ва. В 1904 соз­да­на под­поль­ная Пар­тия ак­тив­но­го со­про­тив­ле­ния, ко­то­рая ис­поль­зо­ва­ла ин­ди­ви­ду­аль­ный тер­рор и иные ме­то­ды воо­руж. борь­бы про­тив са­мо­дер­жа­вия.

В 1905–06, пос­ле ре­фор­мы из­би­рат. пра­ва и соз­да­ния од­но­па­лат­но­го пар­ла­мен­та, при­ня­ты про­грам­мы Фин. пар­тии (ФП, ста­ро­фин­ны; ли­дер – Ю. Р. Да­ни­ель­сон-Каль­ма­ри) и Мла­до­фин­ской пар­тии (МФП; К. Ю. Столь­берг, П. Э. Свин­ху­вуд). В 1906 соз­да­ны Со­юз сель­ско­го на­се­ле­ния (с 1908 Аг­рар­ный со­юз, АС; ли­дер – С. Ал­кио), Швед. нар. пар­тия (ШНП; М. фон Борн), а так­же Хри­сти­ан­ский ра­бо­чий со­юз Фин­лян­дии (ХРСФ). В пар­ла­мен­те (200 мест) пре­об­ла­да­ли фрак­ции СДПФ (в 1907–80, в 1916 – 103 деп.), ФП (59 и 33 со­от­вет­ст­вен­но), МФП (26 и 23) и ШНП (24 и 21).

С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны воз­ник­ло т. н. егер­ское дви­же­ние, уча­ст­ни­ки ко­то­ро­го осу­ще­ст­в­ля­ли тай­ную вер­бов­ку и пе­ре­прав­ку доб­ро­воль­цев в Гер­ма­нию, где из них был сфор­ми­ро­ван егер­ский ба­таль­он, вое­вав­ший про­тив рос. войск в При­бал­ти­ке. Од­на­ко идея не­за­ви­си­мо­сти Фин­лян­дии от Рос­сии ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния не име­ла вплоть до 1917.

Врем. пра­ви­тель­ст­во, об­ра­зо­ван­ное в Пет­ро­гра­де в ре­зуль­та­те Февральской ре­во­лю­ции 1917, 7(20) мар­та от­ме­ни­ло все ак­ты, про­ти­во­ре­чив­шие осн. финл. за­ко­нам. В свя­зи с от­ре­че­ни­ем имп. Ни­ко­лая II (вел. кня­зя Фин­лянд­ско­го) воз­ник­ла пра­во­вая кол­ли­зия по во­про­су о субъ­ек­те вер­хов­ной вла­сти в ВКФ. Во­пре­ки мне­нию Врем. пра­ви­тель­ст­ва об окон­чат. ре­ше­нии этой про­бле­мы на Уч­ре­дит. со­б­ра­нии, финл. пар­ла­мен­та­рии 5(18).7.1917 при­ня­ли За­кон о вер­хов­ной вла­сти, ко­то­рая пе­ре­да­ва­лась пар­ла­мен­ту, од­на­ко он сра­зу же был рас­пу­щен Врем. пра­ви­тель­ст­вом. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 в Рос­сии 2(15) но­яб. но­вый со­став финл. пар­ла­мен­та вновь про­воз­гла­сил се­бя но­си­те­лем вер­хов­ной вла­сти в стра­не, а 23 но­яб. (6 дек.) 100 го­ло­са­ми «за» при 88 «про­тив» при­нял Дек­ла­ра­цию о не­за­ви­си­мо­сти Фин­лян­дии в гра­ни­цах 1812. Не­за­ви­си­мость Фин­лян­дии при­зна­на СНК РСФСР 18(31).12.1917 и ут­вер­жде­на ВЦИК 22.12.1917(4.1.1918).

Ге­не­рал-гу­бер­на­то­ры ВКФ: Г. М. Спренгт­пор­тен (1808–09), М. Б. Барк­лай де Тол­ли (1809–10), Ф. Ф. Штейн­гель (1810–23), Г. М. Арм­фельт (и. д. в 1812–13), А. А. За­крев­ский (1823–31), светлейший кн. А. С. Мен­ши­ков (1831–55), А. А. Чес­лев (не­од­но­крат­но и. д. в 1833–47), П. И. Ро­ка­сов­ский (1861–66; не­однократно и. д. в 1848–54), Ф. Ф. Берг (1855–61, и. д. в 1854–55), И. М. Нор­ден­стам (и. д. в 1861, 1864, 1868, 1870, 1872–73), Н. В. Ад­лер­берг (1866–81), Ф. Л. Гей­ден (1881–97), С. О. Гон­ча­ров (и. д. в 1897–98), Н. И. Боб­ри­ков (1898–1904), И. М. Обо­лен­ский (1904–05), Н. Н. Ге­рард (1905–08), В. А. Бек­ман (1908–09), Ф. А. Зейн (1909–17), М. А. Ста­хо­вич (март – сент. 1917), Н. В. Не­кра­сов (сент. – но­яб. 1917).

Ис­точн.: Сбор­ник све­де­ний по Фин­лян­дии. 1900. СПб., 1900; Ак­ты для вы­яс­не­ния по­ли­ти­че­ско­го по­ло­же­ния Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Фин­лянд­ско­го. 2-е изд. СПб., 1908.

Лит.: Коч­ка­рев Н. А. По­ли­ти­че­ские пар­тии в Фин­лян­дии. СПб., 1909; Ти­ан­дер К. Фин­лян­дия и Рос­сия. П., 1917; Кяй­вя­ряй­нен И. И. Ме­ж­ду­на­род­ные от­но­ше­ния на се­ве­ре Ев­ро­пы в на­ча­ле XIX в. и при­сое­ди­не­ние Фин­лян­дии к Рос­сии в 1809 г. Пет­ро­за­водск, 1965; Кор­ни­лов Г. Д. Рус­ско-фин­лянд­ские та­мо­жен­ные от­но­ше­ния в кон­це XIX – на­ча­ле XX в. Л., 1971; Paasivirta J. Suomi ja Eurooppa: Autonomiankausi ja kansainväliset kriisit (1808–1914). Hels., [1978]; Лай­ди­нен А. П. Раз­ви­тие ка­пи­та­лиз­ма в про­мыш­лен­но­сти Фин­лян­дии. Л., 1979; Су­ни Л. В. Очерк об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ско­го раз­ви­тия Фин­лян­дии в 50–70 гг. XIX в. Л., 1979; он же. Самодер­жа­вие и об­ще­ст­вен­но-по­ли­ти­че­ское раз­ви­тие Фин­лян­дии в 80–90 гг. XIX в. Л., 1982; Ду­са­ев Р. Н. Ста­нов­ле­ние го­су­дар­ст­вен­ной ав­то­но­мии Ве­ли­ко­го кня­же­ст­ва Фин­лянд­ско­го (1808–1809). Сверд­ловск, 1983; Ра­си­ла В. Ис­то­рия Фин­лян­дии. Пет­ро­за­водск, 1996; Юс­си­ла О., Хен­ти­ля С., Не­ва­ки­ви Ю. По­ли­ти­че­ская ис­то­рия Фин­лян­дии, 1809–1955. М., 1998; Но­ви­ко­ва И. Н. «Фин­ская кар­та» в не­мец­ком пась­ян­се: Гер­ма­ния и про­бле­ма не­за­ви­си­мо­сти Фин­лян­дии в го­ды Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. СПб., 2002; Бах­ту­ри­на А. Ю. Ок­раи­ны Рос­сий­ской им­пе­рии: го­су­дар­ст­вен­ное управ­ле­ние и на­цио­наль­ная по­ли­ти­ка (1914–1917). М., 2004; Jussila O. Suomen suuriruhtinaskunta 1809–1917. Hels., 2004; Клин­ге М. Им­пер­ская Фин­лян­дия. СПб., 2005; он же. На чуж­би­не и до­ма. СПб., 2005.

Вернуться к началу