ВЫ́БОРГСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВЫ́БОРГСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ (в 1783–96 Выборгское наместничество; в 1802–1811/12 Финляндская губ.), адм.-терр. единица на северо-западе Рос. империи. Образована 14(25).1.1744 из Выборгской и Кексгольмской провинций Санкт-Петербургской губернии и территории, отошедшей к России по Абоскому миру 1743. Центр – г. Выборг. Уезды: Вильманстрандский, Выборгский, Фридрихсгамский, Кексгольмский, Нейшлотский, Сердобольский. 11(23).12.1811 включена в состав Великого княжества Финляндского. Адм.-терр. деление окончательно сложилось к кон. 19 в. Уезды: Кексгольмский, Кроноборгский, Кюменьский, Лапвесиский, Сальмисский, Сердобольский, Страндасский, Эурапяяский, Яскиский. Пл. 31 тыс. км2. Нас. 386,5 тыс. чел. (1897), 506,2 тыс. чел. (1910; св. 96% – финны). Осн. занятиями населения были скотоводство и земледелие, а также маслоделие и сыроварение. Значит. часть населения островов Финского зал. занималась рыболовством, охотой на тюленей, лоцманством. Важное значение к кон. 19 в. приобрело лесопиление (в 1908 в В. г. св. 70 лесопильных заводов); лес и лесоматериалы экспортировались в Великобританию, Францию, Германию и др. С кон. 19 в. из В. г. постоянно возрастали поставки продуктов животноводства (прежде всего молочных продуктов) на рынки С.-Петербурга. Велась добыча гранита и мрамора (в т. ч. для Исаакиевского собора, Мраморного дворца и др. зданий в С.-Петербурге); действовал медный рудник на берегу Ладожского оз. Торговый флот В. г. состоял из 178 паровых и св. 1350 парусных судов. По территории В. г. проходили ж.-д. линии С.-Петербург – Гельсингфорс (Хельсинки) (1870), Выборг – Сердоболь (ныне Сортавала) (1893). Большое значение имел Сайменский канал, соединивший наиболее судоходную озёрную систему Вел. кн-ва Финляндского (оз. Сайма и др.) с Финским зал. (1845–56). Школьная система входила в учебный округ Юрьевского ун-та. В 1917 территория В. г. отошла к независимой Финляндии.