Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕ́ЙМЕГЕН

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 293-294

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Стрелецкий

НЕ́ЙМЕГЕН (Nijmegen), го­род в центр. час­ти Ни­дер­лан­дов, в пров. Гел­дер­ланд. Нас. 159,5 тыс. чел. (2012, с при­го­ро­да­ми ок. 240 тыс. чел.). Рас­по­ло­жен гл. обр. на ле­вом бе­ре­гу р. Ва­ал (один из ру­ка­вов дель­ты Рей­на), в 5 км от гра­ни­цы с Гер­ма­ни­ей. Круп­ный транс­порт­ный узел. Че­рез Н. про­хо­дят ж.-д. и ав­то­мо­биль­ные ма­ги­ст­ра­ли, со­еди­няю­щие его на запа­де с го­ро­да­ми ко­нур­ба­ции Ран­стад, на се­ве­ре с го­ро­да­ми Ар­нем, Апел­дорн, Звол­ле, на вос­то­ке с го­ро­да­ми Ниж­не­рейн­ско-Рур­ской аг­ло­ме­ра­ции (Гер­ма­ния), на юге и юго-за­па­де с Хер­то­ген­бо­сом, Вен­ло, Маа­ст­рих­том. Порт на р. Ва­ал и Ма­ас-Ва­ал-ка­на­ле.

Один из древ­ней­ших го­ро­дов Ни­дер­лан­дов. Пред­по­ло­жи­тель­но в 1 в. до н. э. на мес­те Н. рас­по­ла­га­лось од­но из по­се­ле­ний ба­та­вов, с кон. 1 в. до н. э. – рим. во­ен. ла­герь Хун­нер­берг (castrum Hun­nerberg), кре­пость Копс (castellum Kops) и гражд. по­се­ле­ние Ба­та­во­ду­рум (vicus Batavodurum). По­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния ба­та­вов 69–70 н. э. на мес­те преж­не­го Хун­нер­бер­га ос­но­ван но­вый во­ен. ла­герь. В нач. 2 в. он по­лу­чил на­име­но­ва­ние Уль­пиа Но­вио­ма­гус Ба­та­во­рум (Ulpia Novio­magus Batavo­rum; в честь имп. Трая­на из ро­да Уль­пи­ев), от ко­то­ро­го про­изош­ло совр. назв. го­ро­да. С кон. 5 в. в со­ста­ве Франк­ско­го го­су­дар­ст­ва. Во 2-й пол. 8 – нач. 9 вв. од­на из ре­зи­ден­ций Кар­ла I Ве­ли­ко­го (по­се­щал её в 777, 804, 814). С сер. 9 в. в со­ста­ве Ло­та­рин­гии. В 880/881 за­хва­чен нор­ман­на­ми. С сер. 10 в. в со­ста­ве Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии. В 10–11 вв. раз­ви­вал­ся как центр тор­гов­ли по р. Ва­ал, ме­сто им­пер­ских празд­неств и сей­мов. В 1047 раз­ру­шен вой­ска­ми Гот­фри­да III Бо­ро­да­то­го (в 1044–46 гер­цог Верх­ней Ло­та­рин­гии), вос­став­ше­го про­тив Ген­ри­ха III. В 1155 за­но­во от­стро­ен Фрид­ри­хом I Бар­ба­рос­сой. В 1230 по­лу­чил гор. при­ви­ле­гии. В 1247 в счёт не­уп­ла­чен­ных дол­гов был пе­ре­дан герм. ко­ро­лём Виль­гель­мом II (1247–56) гра­фу Гел­дер­на От­то­ну II Тон­ко­му (1229–71). В 13–14 вв. круп­ный тор­го­во-ре­мес­лен­ный центр, в 1402 всту­пил в Ган­зу. С 1543 в со­ста­ве вла­де­ний Габс­бур­гов. С на­ча­лом Ни­дер­ланд­ской ре­во­лю­ции 16 в. в со­ста­ве Ут­рехт­ской унии. В 1585 взят исп. вой­ска­ми, в 1591 от­воё­ван вой­ска­ми Мо­ри­ца Нас­сау­ско­го. Во вре­мя Гол­ланд­ской вой­ны 1672–78 за­хва­чен франц. ар­ми­ей, ме­сто под­пи­са­ния Ним­ве­ген­ских мир­ных до­го­во­ров 1678–79. До 1794 сто­ли­ца пров. Гел­дер­ланд Рес­пуб­ли­ки Со­еди­нён­ных про­вин­ций. В 1794 вновь взят франц. вой­ска­ми, вклю­чён в Ба­тав­скую рес­пуб­ли­ку. С 1815 в со­ста­ве Ни­дерл. ко­ро­лев­ст­ва. С 1870-х гг. пе­ре­жи­вал пе­ри­од ак­тив­ного рос­та. В 1879 по­стро­ен ж.-д. мост, в 1936 от­крыт ав­то­мо­биль­ный мост че­рез р. Ва­ал. В 1940 за­хва­чен герм. вой­ска­ми. 22.2.1944 силь­но по­стра­дал в ре­зуль­та­те мас­си­ро­ван­ной бом­бар­ди­ров­ки анг­ло-амер. авиа­ции, в сент. 1944 ос­во­бо­ж­дён вой­ска­ми зап. со­юз­ни­ков. В 1950–60-х гг. раз­ви­вал­ся как центр об­ра­зова­ния и нау­ки. За ле­вые по­ли­тич. взгля­ды на­се­ле­ния по­лу­чил про­зви­ще «Га­ва­на на Ваа­ле».

Неймеген. Капелла Святителя Николая дворца Валкхоф. Кон. 8 в. Перестроена ок. 1030, надстроена в 14 в.

Ста­рый го­род (ме­ж­ду ж.-д. и ав­то­мо­биль­ным мос­та­ми че­рез р. Ва­ал) с час­тич­но со­хра­нив­шей­ся не­ре­гу­ляр­ной пла­ни­ров­кой ог­ра­ни­чен по­лу­коль­цом буль­ва­ров, уст­ро­ен­ных в 1877–84 на мес­те ср.-век. ук­ре­п­ле­ний (со­хра­ни­лась баш­ня Кро­нен­бюр­гер­то­рен, 1425). В его вост. час­ти рас­по­ло­жен парк Валк­хоф (Со­ко­ли­ное под­во­рье) на мес­те од­но­им. двор­ца имп. Кар­ла I (777, раз­ру­шен нор­ман­на­ми, ре­кон­ст­руи­ро­ван в 1155, окон­ча­тель­но раз­ру­шен в 1796–98), от ан­самб­ля ко­то­ро­го со­хра­ни­лись: 16-уголь­ная ка­пел­ла Свт. Ни­ко­лая (ос­вя­ще­на в 799; ок­та­го­наль­ное яд­ро и сев.-зап. часть – кон. 8 в.; ка­пел­ла пе­ре­строе­на ок. 1030, ре­кон­струи­ро­ва­на в 1155, над­строе­на в 14 в.), позд­не­ро­ман­ская ап­си­да ка­пел­лы Св. Мар­ти­на (12 в., др.-рим. ко­лон­ны) и сто­ро­же­вая баш­ня (17 в.). На центр. ры­ноч­ной пло­ща­ди – ре­нес­санс­ное зда­ние гор. Па­ла­ты мер и ве­сов (1612–13), брон­зо­вая ста­туя Ма­ри­кен из Ней­ме­ге­на (сим­вол го­ро­да), ан­самбль 4 до­мов 16–17 вв. (в т. ч. зда­ние быв. су­кон­ных ря­дов Керк­бог, 1542–45, фрон­тон – 1605–06), за ко­то­рым воз­вы­ша­ет­ся го­тич. ц. Св. Сте­фа­на (неф – 1254–73; рас­ши­ре­на и пе­ре­строе­на в заль­ную ок. 1400; хор с об­хо­дом – 1423–56, арх. Г. Схайрт; тран­септ 1-й пол. 16 в.; рес­тав­ри­ро­ва­на в 1953–69; в ин­терь­е­ре – ска­мьи 16–18 вв., ор­ган 18 в.), флан­ки­ро­ван­ная квад­рат­ной в пла­не баш­ней (1272) с ок­та­го­наль­ным за­вер­ше­ни­ем (1604–05, арх. П. Г. Вер­спек; ка­рий­он 18 в.). В Ста­ром го­ро­де так­же со­хра­ни­лись: фраг­мен­ты др.-рим. гор. стен, фун­да­мен­ты ам­фи­те­ат­ра (2 в.); зда­ния Ком­ман­де­ри-ван-Синт-Ян (15 в.), быв. Ла­тин­ской шко­лы (1544–45), Ра­ту­ши (1554–55, пе­ре­строе­на в 17 в., рес­тав­ри­ро­ва­на в 1953; на фа­са­де – ста­туи им­пе­ра­то­ров, бла­го­при­ят­ст­во­вав­ших раз­ви­тию Н., скульп­тор А. Тер­мо­те), Дом ка­но­ни­ков (Ка­нюн­ни­кен­хёй­зен). В 1880 ор­га­ни­зо­ва­на но­вая круг­лая пл. Кей­зер-Ка­рел­плейн с от­хо­дя­щи­ми от неё ра­ди­аль­ны­ми ули­ца­ми. На пло­щадь ори­ен­ти­ро­ва­ны нео­ро­ман­ская ц. Св. Ио­си­фа (1908–09, арх. Б. Клаа­се) и кон­церт­ный зал «Ве­ре­нигинг» (1914–15). В 1930-е гг. воз­ве­де­ны ав­то­мо­биль­ный мост че­рез р. Ва­ал (1931–36), бен­зо­ко­лон­ка «Ау­то Па­лас» (1936, ар­хи­тек­то­ры Б. Мер­ман, Й. ван дер Пейл).

По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны по­строе­ны: кам­пус Ка­то­лич. ун-та на юге го­ро­да (1949–50-е гг.), ка­то­лич. цер­ковь до­ми­ни­кан­цев (1951), жи­лой ком­плекс ря­дом с пар­ком Кро­нен­бюр­гер (1952–55, ар­хи­тек­то­ры Г. Й. Сар­ле­мейн, А. Эверс), ж.-д. стан­ция (1954), зда­ние Ни­дерл. бан­ка (1954, арх. Х. Т. Звирс), ан­самбль бу­маж­ной фаб­ри­ки «Гел­дер­ланд» (1957, арх. Й. ван Хас­селт), ц. Св. Пет­ра Ка­ни­зия (1960), гор. те­атр (1955–61, ар­хи­тек­то­ры Б. Бей­вут, Г. Холт). Офис­ное зда­ние «52-й гра­дус» (2006, ар­хи­тек­торы Ф. Хау­бен, Ф. Вен­ст­ра). Па­мят­ник «Квак» в сти­ле ар де­ко (1926, арх. В. Бей­лард).

Важ­ный центр об­ра­зо­ва­ния и нау­ки. Ин-т пси­хо­лин­гви­сти­ки Об-ва по со­дей­ст­вию нау­ке им. Мак­са План­ка (один из ве­ду­щих в Ев­ро­пе). Ун-т Св. Рад­бо­да, един­ст­вен­ный в стра­не Ка­то­лич. ун-т (1923; совр. назв. с 2004).

Му­зеи: при­ро­ды, Нац. му­зей «Ве­ло­ра­ма» (1981; экс­по­ни­ру­ют­ся бо­лее 250 мо­де­лей ве­ло­си­пе­дов), ис­то­ри­ко-крае­ведч. «Валк­хоф» [1998, зда­ние по­строе­но по про­ек­ту арх. Б. ван Бер­ке­ла; кол­лек­ция др.-рим. и франк­ских древ­но­стей; три­птих из се­мьи св. Пет­ра Ка­ни­зия (уро­жен­ца Н., 1526), совр. иск-во], Ос­во­бо­ж­де­ния (по­свя­щён со­бы­ти­ям 2-й ми­ро­вой вой­ны).

Фут­боль­ная ко­ман­да НЕК (соз­да­на в 1900) вы­сту­па­ет на «Гоф­фер­т­ста­дио­не» (12,5 тыс. мест); 4 раза иг­ра­ла в фи­на­лах Куб­ка Ни­дер­лан­дов. Сре­ди др. клу­бов в Н. наи­бо­лее по­пу­ляр­ны ста­рей­ший в стра­не кри­кет­ный клуб (ос­но­ван в 1888) и «Ней­ме­ген Де­вилс» (хок­кей с шай­бой). Еже­год­но (с 1909) в се­ре­ди­не ию­ля в ок­ре­ст­но­стях Н. стар­ту­ет Меж­ду­нар. 4-днев­ный ма­ра­фон по ходь­бе (ок. 40 тыс. уча­ст­ни­ков).

Ос­но­ва эко­но­ми­ки – сфе­ра ус­луг (оп­то­вая и роз­нич­ная тор­гов­ля, нау­ка и об­ра­зо­ва­ние, фи­нан­со­вые, стра­хо­вые, юри­дич., бух­гал­тер­ские, рек­лам­ные, кон­сал­тин­го­вые и др. де­ло­вые ус­лу­ги, ту­ри­стич. биз­нес). Н. – один из са­мых по­се­щае­мых ту­ри­ста­ми го­ро­дов Ни­дер­лан­дов. Ве­ду­щая от­расль пром-сти – ма­ши­но­строе­ние, спе­циа­ли­зи­ру­ет­ся на про­из-ве элек­трон­ной (мик­ро­чи­пы) и элек­тро­тех­нич. про­дук­ции. В 19–20 вв. Н. был круп­ным цен­тром реч­но­го су­до­строе­ния; в нач. 21 в. боль­шин­ст­во быв. вер­фей за­ня­то вы­пус­ком смеж­ной ма­ши­но­стро­ит. про­дук­ции. Н. – один из ве­ду­щих цен­тров про­из-ва бе­то­на в Ни­дер­лан­дах. Име­ют­ся не­боль­шие пред­при­ятия хи­мич., бу­маж­ной, фар­фо­ро-фа­ян­со­вой пром-сти.

Близ Н. рас­по­ла­га­ют­ся: за­мок (9 в., пе­ре­стро­ен в 13 в., пе­ред­ние ук­ре­п­ле­ния и ча­сов­ня 15 в., рес­тав­ри­ро­ван в 1947–68) в дер. Дор­нен­бург на бе­ре­гу Ваа­ла; Аф­ри­кан­ский му­зей (куль­ту­ра и иск-во на­ро­дов Аф­ри­ки) в дер. Берг-эн-Дал.

Лит.: Seveke J. Nimwegen. Bilder aus dem Le­ben der Kaiserstadt der Niederlande. Nimwe­gen; Utrecht, 1955; Gorissen F. Nim­we­gen. Kleve, 1956; Territorium und Residenz am Niederrhein / Hrsg. K. Flink, W. Janssen. Kle­ve, 1993; Weve J. J. De Valkhofburcht te Nijme­gen. Nijmegen, 1994; Tummers T. Architectuur in Nijmegen. Nijmegen, 1995; Smetius J. Nij­me­gen, stad der Bataven. Nijmegen, 1999; Heiden H. De St. Stevenskerk te Nijmegen. Ges­chiedenis, bouwgeschiedenis en rondgang. Nijmegen, 2002; Mittelalter an Rhein und Ma­as / Hrsg. U. Ludwig, Th. Schilp. Münster, 2004; Nijmegen: Geschiedenis van de oudste stad van Nederland. Wormer, 2005. Dl 1–3.

Вернуться к началу