Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МОСУ́Л

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 326

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Х. Стародуб (архитектура)

МОСУ́Л, го­род на се­ве­ре Ира­ка, адм. центр му­ха­фа­зы Най­на­ва. Нас. 3036,3 тыс. чел. (2012), вто­рой по чис­лу жи­те­лей го­род стра­ны по­сле Ба­гда­да. Рас­поло­жен на р. Тигр, примерно в 400 км к се­веро-за­па­ду от Ба­гда­да. Транс­порт­ный узел. Че­рез го­род про­хо­дит ав­то­ма­ги­ст­раль Су­лей­ма­ния – Кир­кук – Эр­биль – Мо­сул (да­лее рас­хо­дит­ся на Да­хук – За­ху – гра­ни­цу с Тур­ци­ей и к гра­ни­це с Си­ри­ей). Ж.-д. стан­ция на ли­нии Ба­гдад – Мо­сул – гра­ни­ца с Си­ри­ей. Ме­ж­ду­нар. аэ­ро­порт (пас­са­жир­ские пе­ре­воз­ки во­зоб­нов­ле­ны в 2007).

Ос­но­ван ок. 700 до н. э. на пра­вом бе­ре­гу р. Тигр, близ и от­час­ти на тер­ри­то­рии Ни­не­вии. В 539–332 вхо­дил в перс. пров. Ату­ра. С 332 в им­пе­рии Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, за­тем ото­шёл к Се­лев­ки­дам, а в 224 – к Пар­фии. В 115 во­шёл в со­став Рим. им­пе­рии, од­на­ко про­дол­жал ос­та­вать­ся объ­ек­том борь­бы ме­ж­ду пар­фя­на­ми и рим­ля­на­ми. К нач. 2 в. н. э. в М. су­ще­ст­во­ва­ла круп­ная хри­сти­ан­ская об­щи­на. В 637 (по др. дан­ным, в 641) за­воё­ван ара­ба­ми, при ­Омаре ибн аль-Хат­та­бе во­шёл в Ха­ли­фат. Сто­ли­ца го­су­дарств Хам­да­ни­дов (905–991), Зен­ги­дов (1127–1222), ата­бе­ков Лу­лу (1222–62). В 13 в. за­нят и раз­граб­лен мон­го­ла­ми. В 12–13 вв. М. – центр соз­да­ния ил­лю­ст­ри­ро­ван­ных ру­ко­пи­сей, из­го­тов­ле­ния мус­ли­на, брон­зо­вых из­де­лий с гра­ви­ров­кой и ин­кру­ста­ци­ей зо­ло­том и се­реб­ром, резь­бы по кам­ню, де­ре­ву. В 1535 при Су­лей­ма­не I Ка­ну­ни во­шёл в Ос­ман­скую им­пе­рию (до 1918), стал сто­ли­цей од­но­им. ви­лай­ета. С 1750 ак­тив­ную роль в М. иг­ра­ли при­быв­шие сю­да мо­на­хи-до­ми­ни­кан­цы. В нач. 20 в. в М. бы­ли об­на­ру­же­ны ме­сто­ро­ж­де­ния неф­ти, за пра­во раз­ра­бот­ки ко­то­рых раз­вер­ну­лась ост­рая борь­ба ме­ж­ду Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Гер­ма­ни­ей. По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны по ре­ше­нию Ли­ги На­ций под управ­ле­ни­ем Ве­ли­ко­бри­та­нии (см. Ман­дат­ные тер­ри­то­рии). В 1926 по брит.-тур. до­го­во­ру Тур­ция от­ка­за­лась от сво­их пре­тен­зий на М. С 1932 в со­ста­ве Ира­ка. В мар­те 1991 за­хва­чен вой­ска­ми Нац. фрон­та Ирак­ско­го Кур­ди­ста­на, в ап­ре­ле то­го же го­да вклю­чён ре­зо­лю­ци­ей Со­ве­та Безо­пас­но­сти ООН в т. н. зо­ну безо­пас­но­сти. С 2003 под кон­тро­лем зап. коа­ли­ци­он­ных сил, ок­ку­пи­рую­щих Ирак. В 2006 про­воз­гла­шён сун­нит­ски­ми ре­лиг. эк­ст­ре­ми­ста­ми сто­ли­цей Ис­лам­ско­го Эми­ра­та Ирак.

Мосул. Минарет аль-Хадба Большой мечети Нур ад-Дина. 12 в.

На тер­ри­то­рии ср.-век. го­ро­да, на пра­вом бе­ре­гу Ти­гра, – ос­тат­ки кре­по­ст­ных стен (12–13 вв.) с мно­го­числ. во­ро­та­ми, кре­по­сти Баш-Та­бия (13 и 18 вв.) и ср.-век. Боль­шой ме­че­ти Нур ад-Ди­на [1170–72; раз­ру­ше­на в 1942; сохр. 2 мих­ра­ба (в т. ч. – 1148), фраг­мен­ты де­ко­ра из сту­ка и мра­мо­ра; кир­пич­ный ци­лин­д­рич. на­клон­ный ми­на­рет аль-Хад­ба (выс. 45 м, ук­ра­шен 7 поя­са­ми узор­ной клад­ки, на ка­мен­ном ку­бич. ос­но­ва­нии выс. 15,5 м и с под­зем­ной ча­стью глу­би­ной 8,8 м)]; руи­ны двор­ца Ка­ра-Са­рай (1234; резь­ба по сту­ку, мра­мор­ная ин­кру­ста­ция), шат­ро­вые мав­зо­леи-маш­ха­ды ши­ит­ских има­мов Яхьи ибн аль-Ка­си­ма (1239, в ин­терь­е­ре – ста­лак­ти­то­вый ку­пол, де­кор из кир­пи­ча, сту­ка и мра­мо­ра) и Аун ад-Ди­на (1248, ре­кон­ст­рук­ции 18 в. и 1964; выс. 30 м; ста­лак­ти­то­вый ку­пол с встав­ка­ми из по­ли­хром­ной из­раз­цо­вой мо­заи­ки); ме­четь Муд­жа­хиди (вос­хо­дит к 12 в.), ме­четь-мав­зо­лей На­би Джирд­жис («про­рок Ге­ор­гий»; 1393, ре­кон­ст­рук­ции 1735 и 1910; ми­на­рет – 1853); ср.-век. хри­сти­ан­ские церк­ви, в т. ч. Мар Аху­дем­мех (вос­хо­дит к 10 в., ре­кон­ст­рук­ция 20 в.). На ле­вом бе­ре­гу – ме­четь-мав­зо­лей На­би Юнус (пе­ре­строе­на из не­сто­ри­ан­ской церк­ви, 10 в., ку­пол – 14 в.).

Ун-т М. (1967), один из круп­ней­ших цен­тров нау­ки и об­ра­зо­ва­ния Ира­ка. Мо­суль­ский му­зей [с 1951; ар­хео­ло­гич. на­ход­ки из Ни­не­вии, Каль­ху (Ним­ру­да), Хат­ры и др., в т. ч. об­раз­цы кли­но­пи­си, араб. кал­ли­гра­фии; раз­граб­лен в 2003].

К нач. 1990 М., на­ря­ду с Ба­гда­дом и Бас­рой, – один из трёх важ­ней­ших эко­но­мич. цен­тров Ира­ка. Тра­ди­ци­он­но наи­боль­шее зна­че­ние име­ли лёг­кая (тек­стиль­ная – в т. ч. из­вест­ное про­из-во мус­ли­на, а так­же ко­же­вен­ная, обув­ная) и пи­ще­вая (на ба­зе пе­ре­ра­бот­ки ме­ст­но­го с.-х. сы­рья) пром-сть, ме­тал­ло­об­ра­бот­ка, про­из-во строй­ма­те­риа­лов. В нач. 21 в. в ре­зуль­та­те ак­тив­ных бое­вых дей­ст­вий прак­ти­че­ски все пром. мощ­но­сти и б. ч. со­ци­аль­ной ин­фра­струк­ту­ры раз­ру­ше­ны; в кон. 2000-х гг. вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся.

В рай­оне М. – до­бы­ча неф­ти.

Лит.: Al-Janabi T. J. Studies in medieval Iraqi architecture. Baghdad, 1982; Hillenbrand R. Islamic architecture: form, function and mea­ning. N. Y., 1994.

Вернуться к началу