КИЗЛЯ́Р
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИЗЛЯ́Р, город в России, в северной части Дагестана, центр городского округа и Кизлярского района. Население 49,2 тыс. человек (2019). Расположен на Прикаспийской низменности, в дельте р. Терек (на р. Старый Терек). Железнодорожная станция.
История
Кизляр заложен в 1735 генерал-аншефом В. Я. Левашовым, разработавшим план строительства крепости и города; сюда были переведены жители из подлежавшей упразднению крепости Святого Креста (находилась в месте ответвления от р. Сулак её рукава р. Аграхань). Название образовано от тюркского «кизил яр» (красный обрыв, т. е. крутой или глубокий обрыв реки). До 1785 К. входил в состав Астраханской губернии. Делился на 4 части: крепость (1744 – кон. 1750-х гг., проект И. Л. фон Любераса), город, солдатская слобода и т. н. полевое строение. В середине – 2-й половине 18 в. Кизляр – одна из основных точек Кавказской пограничной линии, крупный торговый и перевалочный центр для торговли с Востоком, важнейший политический и культурный центр России на Северном Кавказе. С 1752 в Кизляре и его окрестностях начало развиваться шелководство (в 1775 действовали 4 завода по изготовлению шёлка). С 1755 в Кизляре находилась российская пограничная таможня, для иностранных купцов были построены постоялые дворы (караван-сараи). В 1760–70-х гг. в Кизляре возникли первые виноградно-водочные и спиртокурительные заводы (в 1828 в Кизляре и окрестностях насчитывалось 86 предприятий). Со 2-й половины 18 в. Кизляр стал играть роль главного связующего звена между горцами Северного Кавказа и Россией, в городе сложились крупные армянская и грузинская общины. В Кизляре содержались аманаты (заложники) от выразивших покорность горских народов. Для привлечения местного населения к торговле в Кизляре императрица Екатерина II в 1765 издала указ об освобождении кабардинцев и кумыков от пошлин при продаже собственной продукции и при покупке товаров в Кизляре. По мнению кавказоведа А. П. Берже, до устройства Моздокской линии Кизляр был «русской столицей на Кавказе».
Уездный город Кавказской губернии (1785–96, 1802–22; в 1785–96 – Кавказское наместничество), Астраханской губернии (1796–1802), Кавказской области (1822–47), Ставропольской губернии (1847–67). К концу 18 в. объём торговли через Кизляр практически равнялся объёму морской торговли через Астрахань; главными предметами торговли были вино, рыба, марена, шёлк-сырец, ковры, меха, фрукты. В 19 в. в Кизляре действовали армянский, русский и татарский рынки. В 1827 товарооборот через Кизляр составил свыше 1 млн. рублей. В 1807 в городе открыто второе в России училище виноградарства и виноделия, затем – школа шелководства.
Во время Кавказской войны 1817–64 Кизляр – один из объектов нападения горцев, в 1831 взят и разграблен отрядом под командованием Гази-Магомеда. С середины 19 в. постепенно пришёл в упадок, к началу 20 в. превратился в небольшой провинциальный город. В 1867 Кизляр с окрестностями передан в состав Терской области, окружной центр (1871–88), центр Кизлярского отдела (с 1888) Терской области. В 1860–70-х гг. наблюдался подъём виноделия, продолжавшийся до 2-й половины 1880-х гг. В начале 1880-х гг. в Кизляре впервые в России налажено производство отечественных коньяков, в первую очередь на заводе Д. З. Сараджева [1885; ныне Кизлярский коньячный завод; в разное время его продукция удостоена более 400 золотых и серебряных медалей, 40 Гран-при, приза «Золотая пальма» (Франция), премии Golden Galaxy (США)], а также на заводе Серебряковых и др. В 1916 открыто регулярное движение по линии Червлённая (Червлёная) – Кизляр Владикавказской железной дороги.
После Октябрьской революции 1917 Кизляр находился в составе Ставропольской советской республики (январь – июль 1918), в июле 1918 – феврале 1919 части РККА обороняли Кизляр от войск белых армий. В феврале 1919 – марте 1920 контролировался Вооружёнными силами Юга России, 20.3.1920 занят РККА. Окружной центр Терской губернии (1921–22), окружной (1922–28), кантонный (1928–29), районный (1929–38) центр Дагестанской АССР. Окружной центр Орджоникидзевского (с 1943 Ставропольского) края (1938–44). В 1942, во время Великой Отечественной войны, открыто движение по железнодорожной линии Кизляр – Астрахань Орджоникидзевской железной дороги. Районный центр Грозненской области (1944–57), Дагестанской АССР (с 1957), Республики Дагестан (с 1994). С 2002 город республиканского значения.
Кизляр 9–10.1.1996 подвергся нападению отряда чеченских боевиков (около 250 человек): террористы захватили городскую больницу и более 2 тыс. человек (по другим данным, более 3 тыс. человек). В 1997 открыто движение по железнодорожной линии Кизляр – Сулак Северо-Кавказской железной дороги.
Архитектура
В центральной части Кизляр в основном застроен 2–3-этажными каменными домами, характерна прямоугольная планировка. Сохранились: Свято-Никольский храм (заложен в 1795), ныне – на территории Крестовоздвиженского женского монастыря (основан в 1736 как мужской, в 1908 преобразован в женский, закрыт в 1918, возрождён в 2006), здания бывшей Городской управы (ныне Краеведческий музей имени уроженца города князя П. И. Багратиона; основан в 1960), Дворянского собрания (19 в.) и др. Свято-Георгиевский храм (освящён в 2002).
Хозяйство
Градообразующее предприятие – «Концерн КЭМЗ» (ведёт историю с 1962; разработка, производство и ремонт наземного и бортового авиационного, энерготехнического и лифтового оборудования, самолётов малой авиации, также выпуск медицинской техники, автомобильных деталей, инструментов и товаров народного потребления). Среди других крупных предприятий – «Кизлярский электроаппаратный завод» (электротехническая аппаратура, лифты, лифтовое оборудование и др.), «Кизлярский коньячный завод», винно-коньячный завод «Кизляр», компания «Кизляр» (1998; сувенирное холодное оружие). Производство мясной, молочной, хлебобулочной продукции, фруктовых и овощных консервов, и др.
Образовательные учреждения
Филиалы вузов, в т. ч. Дагестанского государственного технического университета, Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета.